Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются бюджетные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования, складывающиеся на территории Республики Беларусь.
При выполнении работы использовались методы научной абстракции, анализа и синтеза, статистического исследования.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
Дать понятие государственному бюджету;
Изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
Дать качественную характеристику формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
Проанализировать динамику государственного бюджета в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 год;
Изучить основные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….....…… ………..5
1. Теоретические аспекты государственного бюджета .……….……….…....7
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета и классификация его статей………………………………………………………………………………..7
1.2 Бюджетная система и её элементы…………………………………………….9
1.3 Роль государственного бюджета как основного фонда государства…………………………………………………………………………11
2. Анализ доходных и расходных статей государственного бюджета на современном этапе……………………………………………………………..…15
2.1 Динамика исполнения доходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы……………………………………………………………………….…15
2.2 Динамика исполнения расходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы………………………………………………………………………….18
3. Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 207.03 Кб (Скачать документ)

В  системе  государственных  финансов бюджетная классификация  обеспечивает  учет  и  систематизацию  информации о состоянии бюджета [6].

Бюджетная классификация  доходов и расходов зависит от используемых критериев. Выделяются следующие  классификации расходов:

  1. ведомственная - расходы распределяются в зависимости от министерств и ведомств;
  2. функциональная - распределение происходит в соответствии с функциональным назначением (государственное управление, международная деятельность, наука и др.);
  3. экономическая (предметная) - отражает расходы по целевому назначению (капиталовложения, оплата труда, кредиты и др.);
  4. смешанная [7 с. 67].

Согласно постановлению  Министерства финансов РБ «О бюджетной  классификации РБ» доходы бюджета  подразделяются на:

  • Налоговые доходы (акцизы, НДС, налоги на прибыль, на недвижимость, на топливо, плата за землю и др. поступления);
  • Взносы на государственное социальное страхование;
  • Неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности, различного рода проценты, дивиденды и др.);
  • Безвозмездные поступления.

Расходы госбюджета классифицируются по направлениям расходования финансовых ресурсов государства:

  • Расходы на общегосударственную деятельность;
  • Расходы на национальную оборону;
  • Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и на обеспечение безопасности;
  • Расходы на национальную экономику;
  • Расходы на охрану окружающей среды;
  • Расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
  • Расходы на здравоохранение;
  • Расходы на образование;
  • Расходы на физкультуру, культуру, СМИ;
  • Расходы на образование;
  • Расходы в области социальной политики [8].

Расходы бюджета в области  экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры  общественного производства, наращиванию  научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия  на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся  народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия  или их перепрофилировать.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.) За счет бюджетных  и внебюджетных фондов финансируются  предприятия и учреждения социально-культурного  направления. Расходы бюджета, обусловленные  реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так  как представляют важнейшую часть  затрат на воспроизводство рабочей  силы и служат для повышения материального  и культурного уровней жизни  народа.

Эффективность финансового  обеспечения деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей суверенитета, с другой – гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для  поддержания такого суверенитета публичных  социальных, политических, организационных  и иных функций [9, стр. 174].

 

 

1.2 Бюджетная система  и её элементы

 

 

Бюджетная система государства  представляет собой совокупность всех  видов  бюджетов  страны,  основанную  на  системе  экономических отношений  и юридических нормах. Бюджетная  система  занимает центральное место  в бюджетном устройстве и основывается на принципах единства,  самостоятельности,  гласности,  полноты  и  реальности  всех бюджетов. Вышеуказанные принципы находят свое отражение в законе «О бюджетной системе Республики Беларусь», в соответствии с которым  формируется бюджетная система  государства.  Также выделяют принципы:

-сбалансированности бюджетов;

-ответственности участников  бюджетного процесса;

-эффективности использования  бюджетных средств;

-общего покрытия расходов  бюджетов;

-достоверность бюджетов;

-адресность и целевое  назначение бюджетных средств  [10, с. 64].

В  бюджетную  систему  как  самостоятельные  звенья  включаются республиканский и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают первичный (сельские, поселковые, городские без районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением,  районные  Советы)  и областной уровни  бюджетной системы (областные Советы) (Приложение А).

Порядок распределения доходов  и расходов между отдельными видами  и  уровнями  бюджетов  определяется  решением  следующих задач:

• сбалансированность  доходной  и  расходной  частей  каждого  из бюджетов;

•  заинтересованность местных  органов  власти  в  выполнении планов поступлений общегосударственных  доходов и расходов;

•  равномерность поступлений  доходов в госбюджет;

• приоритетность  республиканского  бюджета  в  финансировании программ и мероприятий.

В основу распределения положены следующие принципы:

1. Принцип  значимости,  который  предполагает  зачисление  доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные,  собственные  и  регулирующие  виды  доходов  за  соответствующими бюджетами.

2. Принцип  подчиненности,  в  соответствии  с  которым   подведомственные  предприятия   перечисляют  налоги  и  другие  виды  доходов  в соответствующие  бюджеты. 

3. Принцип территориальности  – значительная часть доходов  и налогов зачисляется в бюджет  по территориальной принадлежности  плательщиков.

Доминирующее  значение в  бюджетной системе Республики Беларусь имеет республиканский бюджет,  где аккумулируется более половины  бюджетных  ресурсов  государства,  а  также  перераспределяются финансовые  ресурсы между  областями  республики,  выделяются  дотации,  субсидии  и  субвенции  местным  бюджетам.  Средства  республиканского  бюджета  направляются  на  капиталовложения  по  объектам, относящиеся к республиканской  собственности, природоохранные мероприятия,  включая  и  мероприятия  по  ликвидации  катастрофы  на ЧАЭС,  содержание  аппарата  управления,  армии,  образование  резервных  фондов и другие мероприятия общегосударственной  значимости.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов и налогов, отчислений от общереспубликанских доходов  и  налогов,  дополнительных  источников  доходов,  устанавливаемых местными Советами, дотаций, субвенций из республиканского бюджета.  Минимальный  размер  местных  бюджетов  определяется  на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов исходя из текущей экономической ситуации в регионах  республики. Особенностью местных  бюджетов  является  высокий уровень расходов на социально-культурные мероприятия (около 50 %). Средства местных бюджетов расходуются на капиталовложения по  объектам,  относящиеся  к  коммунальной  собственности,  на  региональные  мероприятия  по  социальной  защите  населения,  содержание местных органов управления, благоустройство  городов и  т. д. [11 с. 22-23].

Через бюджетную систему  реализуются функции бюджета:

  • перераспределение национального дохода;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [12, с. 89].

Перераспределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется  в проведении контролирующих мер  за процессом формирования и использования  денежных средств в различных  структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции  и налоговая полиция, государственные  казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы [13, с. 98].

Таким образом, республиканский  бюджет, который обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное  значение, играет первостепенную роль в регулировании экономических  процессов страны. Вместе с тем  высокая значимость республиканского бюджета не уменьшает роли местных  бюджетов, которые являются финансовой базой местных Советов депутатов. Именно они обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций местных органов власти, существенно воздействуют на удовлетворение бытовых, социальных потребностей населения, материальный и культурный уровень  жизни граждан соответствующего региона [14, с 283].

 

 

 

1.3 Роль государственного бюджета в социально-экономических процессах

 

 

Роль бюджета в национальной экономике заключается в том, что он  является инструментом воздействия  на развитие экономики. С помощью  государственного бюджета государство  осуществляет перераспределение национального  дохода и тем самым изменяет структуру  общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику — предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

 Бюджет играет важную  роль в решении социальных  проблем. Путем улучшения бюджетного  финансирования учреждений социальной  сферы — просвещения, здравоохранения,  социального обеспечения, жилищного  строительства. В перспективе  роль государственного бюджета  в социальных процессах будет  усиливаться. Обусловлено это  тем, что бюджетные средства  в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой  базой осуществления социальных  преобразований, перехода на более  высокий уровень социального  обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет  обеспечивает нивелирование социальных  последствий расслоения граждан  по их материальному положению.

 На современном этапе  развития экономики государственный  бюджет становится одним из  основных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы, государство  концентрирует в своих руках  денежные средства на проведение  экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное  финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита  на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве  объектов (предприятий) культурно-бытового назначения — магазинов, предприятий  общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

Основная   роль   бюджета   состоит   в   том,   что   он   ежегодно мобилизует    и    концентрирует    денежные    накопления    предприятий, организаций и населения  в централизованном государственном  фонде для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления     обороноспособности     страны,     на    содержание     органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета  далее  заключается  в  том,   что  он  служит  важным  рычагом воздействия   на   развитие   производительных   сил   общества,   ускорение  научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

Государственный бюджет —  это ведущее звено бюджетной  системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских  программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских  мероприятий в руках центральной  государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Информация о работе Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства