Сущность и понятие биржи. Организаторы торговли ценными бумагами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 06:17, реферат

Описание

Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место либо здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах либо товарах. До эры компьютеризации это было вправду так, и о сделках стороны договаривались устно. Но в данный момент торги большей частью проходят в электронном виде.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и понятие биржи.docx

— 33.92 Кб (Скачать документ)
    1. Сущность  и понятие биржи.
 

       Биржа (нидерл. Beurs, нем. Börse, фр. Bourse, итал.  Bórsa, исп. Bolsa,англ. Exchange) - это юридическое лицо, обеспечивающее постоянное функционирование организованного рынка продуктов, валют, ценных бумаг, производных денежных инструментов.

       Согласно  энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место либо здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах либо товарах. До эры компьютеризации это было вправду так, и о сделках стороны договаривались устно. Но в данный момент торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно - на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через особые глобальные полосы связи. Брокеры в собственных интересах либо интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку либо реализации ценной бумаги, валюты, продукта. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и торговцам, но уже не в собственном здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

       Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы

       Первая  официальная Русская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В следующем биржи появляются в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Стремительный толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве отдал переход к рыночным отношениям опосля реформы 1861 года. В 90-е и следующие годы ХХ века биржевое дело получает предстоящее развитие в РФ в связи с интенсивным строительством стальных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество русских бирж достигало 100 пятнадцати.

       16 июля 1914 года биржи РФ были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли снова. Вполне разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура русского страны на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было соединено, прежде всего, с расширением вольных товаропроизводителей, оживлением спроса, также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает наиболее сотки бирж, в том числе такие большие, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Столичная центральная товарная биржа.

       В это же время происходит широкая  правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено  ВСНХ и его местным органам  организовать товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а потом постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в 1-ый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР посреди которых были Обычный устав товарной биржи, также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и гостей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году совместно с иными законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране 70 лет

       Создание  биржевых институтов выступает нужным условием функционирования рыночного механизма страны. Биржевой институт Рф пережил возрождение сначала 90-х годов ХХ века и в данный момент находится в периоде собственного развития. По мере становления русского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Мысль разработки российского биржевого законодательства возникла совместно с биржами. В июле 1990 года был подготовлен 1-ый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в програмку “500 дней”. Потом возникли проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Тут можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, приготовленный на РТСБ. И, невзирая на то, что все они так и остались проектами, тем более, их разработки определили главные подходы к дилемме. Разработка правовой базы регулирования биржевой деятельности в РФ базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, при помощи которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления государством к рыночной экономике.

       Появление биржевых структур явилось одним  из направлений вложения лишних денежных средств. Биржи создавались, как  акционерные общества, к 1992 году биржа  закончила быть единственным эмблемой рынка, и становится истинно оптовой  торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой огромнейших русских бирж постоянно была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование русских бирж осуществлялось в критериях отсутствия нормативно-правовой базы, также в критериях нестабильной экономики и спада производства, и было соединено с огромным риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из критерий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

       Биржа - это классический институт рыночной экономики, который сформировывает оптовый рынок продуктов. При всем этом биржа имеет организационную базу; экономическую базу; и юридическую базу. Биржа, с точки зрения организационной базы, это отлично оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, другими словами экспертам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте часто работающий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и эталонам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на базе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, владеющем обособленным имуществом, быть может истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

       Основным  документом биржевой торговли на местности  Российской Федерации является Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года № 2383-I, который создает правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности; учитывает настоящие процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно, данному закону биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от собственного имени и за собственный счет. Она не может также осуществлять торговую, торгово-посредническую и другие виды деятельности конкретно не связанные с организацией биржевой торговли. Компании и организации, не отвечающие указанным положениям, не имеют права на компанию биржевой торговли, внедрение в собственном заглавии слов “товарная биржа” либо “биржа” и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. Предметом биржевых сделок не быть может недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной принадлежности, также произведения искусства. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I.

       Порядок денежного регулирования и общие  условия, нужные для совершения сделок с валютой на денежной бирже на местности РФ определены Федеральным Законом Российской Федерации “О денежном регулировании и денежном контроле” от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

       Деятельность  фондовых бирж регулируется Федеральным  Законом РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.

       Фондовая  биржа - организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с другой деятельностью, исключение - депозитарная деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств.

       Фондовая  биржа - некоммерческая организация, но доходы, могут быть получены ею от осуществления депозитарной либо клиринговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Организаторы  торговли ценными  бумагами
 

       Деятельностью по организации торговли на рынке  ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками фондового рынка.

       Организатором торговли закон определяет профессионального  участника рынка ценных бумаг, предоставляющего услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

       Это, например, дилерская деятельность, деятельность саморегулируемых ассоциаций, которая связана с организацией внебиржевых торговых систем, а также деятельность фондовой биржи.

       Основной  обязанностью организатора торговли является обеспечение информационной открытости торговой системы, то есть предоставление любому заинтересованному лицу следующей информации:

    • правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
    • правила допуска к торгам ценных бумаг;
    • правила заключения и сверки сделок;
    • правила регистрации сделок;
    • порядок исполнения сделок;
    • правила, ограничивающие манипулирование рынком;
    • расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
    • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
    • список ценных бумаг, допущенных к торгам

       О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    • дата и время заключения сделки;
    • наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
    • государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
    • цена одной ценной бумаги;
    • количество ценных бумаг.

       Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан регистрировать в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг документы, содержащие информацию, за исключением списка ценных бумаг, допущенных к торгам, а также изменения и дополнения в них. Организатор торговли на рынке ценных бумаг должен уведомить эмитента и федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в установленном указанным органом порядке о включении (об исключении) ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам, не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения.

       Организатор торговли на рынке ценных бумаг вправе допустить  к торгам ценные бумаги, предназначенные  для квалифицированных инвесторов. При этом организатор торговли на рынке ценных бумаг не вправе раскрывать и предоставлять любым заинтересованным лицам информацию о ценных бумагах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и о сделках с такими ценными бумагами.

       Фондовая биржа является основным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Определение фондовой биржи, как организатора торговли, не совмещающего деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств очень хорошо ложилось в концепцию Рабочей группы. Одним из главных отличий фондовой биржи от других организаторов торговли является то, что торги на фондовой бирже ведутся с полным покрытием. Т.е. участники торгов до начала торговой сессии депонируют средства и бумаги в депозитарии и клиринговой палате биржи, и торги идут только в пределах задепонированных средств и бумаг. Это, кстати, является полной гарантией защиты от рисков неплатежей или отказов от сделок, особенно если расчеты по торгам идут в режиме on-line.

       Еще одной особенностью фондовых бирж является законодательный запрет служащим фондовой биржи быть участниками и учредителями профессиональных участников ценных бумаг и принимать участие в деятельности фондовой биржи в качестве предпринимателей. Основная задача настоящего запрета - поставить барьер на пути распространения инсайдерской информации. Но основная информация, относящаяся к категории инсайдерской, сосредоточена не на фондовой бирже, как просто торговой системе, а в клиринговой палате и депозитарии биржи, а на сотрудников этих профессиональных участников настоящий запрет не распространяется.

       Фондовые биржи – организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизации предложений купли-продажи ценных бумаг, выставляемых брокерами – членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных инвесторов.

Информация о работе Сущность и понятие биржи. Организаторы торговли ценными бумагами