Сущность, структура и функции бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетная система РФ 5
1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы РФ 5
1.2 Принципы построения бюджетной системы__________________ 10
1.3 Система межбюджетных отношений 16
2.Общие параметры бюджета 2010 года________________________ 20
Заключение 26
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная сис-ма контрольная.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

     Структурный дисбаланс бюджетной системы  РФ: передача на нижестоящий уровень бюджетных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.

     Уровень вертикали власти, из бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.

     Низкая  доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных  бюджетах заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала, в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему.

     Единый  норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона (численность населения, уровень развития). Поиск объективного подхода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.

     Ежегодные изменения нормативов отчислений в  местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований. В результате – резкое сокращение капитальных вложений в структуре расходов местных бюджетов16.

     Несоответствие  доходов и расходов местного бюджета  обусловливает возможность только текущего содержания муниципального образования, на развитие муниципалитетов средств не остается.

     В России получила широкое распространение  практика принятия территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников их покрытия. 

 

 2. Общие параметры федерального бюджета — 2010

      Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с большим дефицитом. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались — мы предлагаем вам посмотреть самим. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов:

      Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Также  предлагаем сравнение структуры расходов по статьям.

Изменения в 2010 году: лидеры роста  и падения

      Если  анализировать изменения в бюджете  на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в  разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались  «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Приведем диаграмму  лидеров изменений среди подстатей  расходов:

Межбюджетные  трансферты

      Интересно, что статья межбюджетных трансфертов  увеличилась на   174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд.   руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Национальная  экономика

      Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем  на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Общегосударственные расходы

Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд).

      Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

      Стоит отметить, что в номинальном выражении  относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично. 
 
 

     Заключение

 

     Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

     Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

     Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

     Совокупность  денежных отношений государства  с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения”.

     В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен  как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

     По  экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

 

      Список использованных источников

 
  1. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2009.
  4. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. – М.: КноРус, 2009.
  5. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. – М.: Высшее образование, 2009.
  6. Мальцев В.А. Финансы и право. – М.: Академия, 2008.
  7. Свищева В.А., Жирова Г.В. Бюджетная система России. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.
  8. Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2009.
  9. Щеголева Н.Г., Леонова Т.А. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.
  10. http://www.ach.gov.ru Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации

Информация о работе Сущность, структура и функции бюджетной системы РФ