Сущности видов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:19, реферат

Описание

В случаях, если настоящим Кодексом предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Содержание

1. Уровни бюджетной системы.
2. Роль федеральных налогов в формировании доходов бюджета
3. Сущности видов бюджета
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Сущности видов бюджета.docx

— 32.42 Кб (Скачать документ)

Сущности видов  бюджета

Содержание

 

1. Уровни бюджетной системы.

2. Роль федеральных налогов в  формировании доходов бюджета

3. Сущности видов бюджета

Список используемой литературы

 

1. Уровни бюджетной системы

 

Бюджетная система Российской Федерации  – целостная совокупность бюджетов всех уровней, основанная на принципах  построения бюджетной системы федеративного  государства.

Бюджетная система Российской Федерации  представляет собой совокупность бюджетов, существующих на территории России, и  является составной частью финансовой системы.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских  поселений.

Таким образом, бюджетная система  Российской Федерации включает федеральный  бюджет РФ, 21 республиканский бюджет республик, 55 краевых и областных  бюджетов, бюджеты двух городов: Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов 10 автономных округов, 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские и поселковые бюджеты).

Статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет правовую форму  бюджетов каждого уровня.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если настоящим Кодексом предусматривается регулирование  определенных отношений законом  о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов.

Рассмотрим подробно уровни бюджетной  системы РФ.

В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в  ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ)каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных  обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления  отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации дает характеристику бюджету  субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ).

Каждый субъект Российской Федерации  имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В бюджетах субъектов Российской Федерации  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ) федеральный  бюджет это - форма образования и  расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных  настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами и за исключением  бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных  внебюджетных фондов) образуют консолидированный  бюджет Российской Федерации.

 

2. Роль федеральных налогов  в формировании доходов бюджета

 

В бюджете страны ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий  различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение  государственного долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной  части бюджета.

Мобилизуемые налоговые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь экономической  политики государства. В свою очередь, состояние бюджета, особенности  его формирования и расходования служат важным показателем эффективности  экономической политики, проводимой государством. В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на государственное  регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение  социальной политики, и на выполнение других функций государства.

Роль федеральных налогов в  доходной части бюджета в современных  условиях значительна.

Федеральные налоги представляют собой  обязательные платежи физических и  юридических лиц, которые устанавливаются  высшим органом законодательной  власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов  зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным  органом Федерации.

Они создают основу доходной части  федерального бюджета (поскольку формируются  из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Эти налоги и сборы обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации (НК РФ, ст.12). Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых  льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Рассмотрим систему федеральных  налогов Российской Федерации. Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных  налогов и сборов включаются: (в  ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

9) государственная пошлина.

Среди федеральных налогов в  РФ к прямым налогам можно отнести  налог на прибыль организаций, налог  на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при  применении упрощенной системы налогообложения; к косвенным - акцизы на отдельные  виды товаров, налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины.

Большинство федеральных налогов  являются регулирующими, и в отношении  таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении  этих налогов ограничена рамками  доли ставки (величины исчислений на единицу  измерения налоговой базы, ст. 53 НК РФ), которая полагается ему в  соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой  ставки субъекты Российской Федерации  вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим  налогообложения.

Рассмотрим какие виды федеральных налогов и в каких нормативах поступают на различные уровни бюджетной системы России.

В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами (Бюджетный  кодекс РФ, Глава 7, Статья 50, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):

налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также  в части доходов, полученных в  виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

(в ред. Федерального закона  от 19.12.2005 N 159-ФЗ)

акцизов на автомобили легковые и  мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья  и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Сущности видов бюджета