Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа
Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.
Введение
1. Валютная политика Российской Федерации
1.1 История валютного законодательства РФ
1.2 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.3 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Значение и основы валютного законодательства РФ
2.1 Социально-экономическая сущность валютного контроля
3. Система валютного регулирования и валютного контроля в РФ
3.1 Правовое регулирование валютного контроля
3.2 Практика валютного регулирования и валютного контроля в РФ
Заключение
Список литературы
Вместе с тем, принципиальная
позиция Банка России заключается
в том, что эти меры, как ограниченные
во времени, будут действовать до
тех пор, пока не возникнут необходимые
законодательные решения и
Стратегия совершенствования
валютного регулирования и
усиление валютного контроля
за объемом продажи валютной выручки
(без ущемления интересов
регулирование импортных тарифов для защиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующей снижение издержек производства;
введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках, которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;
регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;
обеспечение притока иностранных прямых и портфельных инвестиций;
привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для подъема производства;
разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом, рациональной политики воздействия на курс рубля;
восстановление рынка акций компаний и государственных облигаций для уменьшения давления на валютный рынок;
возрождение рынков срочных контрактов в целях управления валютными рисками.
2. Значение и основы валютного законодательства РФ
2.1 Социально-экономическая сущность валютного контроля
Валютный контроль является проявлением одной из двух основных функций правовых норм, регулирующих порядок совершения валютных операций.
Второй важной функцией, тесно взаимосвязанной с функцией контроля, является регулирующая функция.
Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.
Регулирующая функция, в свою очередь, определяет объем прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.
Перед валютным контролем поставлена цель обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Форма валютного контроля
- это способ конкретного выражения
и организации контрольных
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).
Особым направлением валютного
контроля является контроль соблюдения
валютного и таможенного
2.2 Основные положения ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее - Закон № 173-ФЗ), а также ряда других нормативных актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля произошли значительные изменения.
Вновь принятый Закон "О
валютном регулировании и валютном
контроле" кардинально отличается
от действовавшего ранее Закона РФ
от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует
отметить, что в Законе № 173-ФЗ по
сравнению с действовавшим
физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением проживающих в иностранном государстве;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.
По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент".
На основании Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютных ценностей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Исключены из валютных ценностей
драгоценные металлы и
Претерпел изменения и
состав органов валютного
Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к ним также:
профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе держателей реестра), подотчетных федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Названные агенты валютного
контроля наделены правом проверять
соблюдение резидентами и нерезидентами
валютного законодательства, порядок
учета валютных операций, а также
запрашивать и получать документы,
связанные с валютными
Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п.9 ст.1 данного Закона валютным операциям относятся:
приобретение резидентом
у резидента и отчуждение резидентом
в пользу резидента валютных ценностей
на законных основаниях, а также
использование резидентами
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;
перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;
ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов нерезидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.
Ранее валютные операции разделялись
на текущие валютные операции, осуществляемые
без ограничений, и валютные операции,
связанные с движением
3. Система валютного
3.1 Правовое регулирование валютного контроля
Основы правового
Названные функции позволяют
предположить, что кроме проверки
законности валютных операций, валютный
контроль должен осуществляться и за
их целесообразностью. Валютный контроль
в РФ осуществляется двумя видами
субъектов: органами валютного контроля
и агентами валютного контроля. С
точки зрения полномочий одно из главных
отличий органов валютного
Помимо ЦБ РФ к органу валютного
контроля относится Правительство
РФ в лице таких органов, как Министерство
финансов РФ, Министерство РФ по налогам
и сборам, Государственного таможенного
комитета РФ, правоохранительных органов.
До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная
служба РФ по валютному и экспортному
контролю, которая была упразднена
в соответствии с Указом Президента
РФ "О структуре федеральных
органов исполнительной власти"
от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы
Министерству финансов РФ и, вновь образованному,
Министерству экономического развития
и торговли РФ. Федеральная служба
России по валютному и экспортному
контролю, в соответствии с Постановлением
Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. "Вопросы
Федеральной службы России по валютному
и экспортному контролю" (в
редакции Постановления Правительства
РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие
функции: - координацию деятельности
агентов валютного и
Основная задача, которая решается названными нормативными документами пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет паспорт сделки формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному контракту.
3.2 Практика валютного
регулирования и валютного
В ходе практического применения нового валютного законодательства выявились некоторые проблемы. В частности:
1. Часть 1 Статьи 19 Закона
устанавливает обязанность
Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации