Возникновение финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, реферат

Описание

В нашей стране созданы условия для предпринимательской деятельности. Но следует отметить, что недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Специалисты по финансам занимают особое место в работе любой компании, будь то коммерческая или государственная структура. Финансовую службу можно назвать «кровеносной системой», а ее главу - «сердцем» организации. В традиционных функциях финансистов - аккумулирование финансовых ресурсов, контроль за финансовыми потоками, создание и использование финансовых фондов организации, подготовка финансовых отчетов и так далее - скрыты огромные возможности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Необходимость финансов и объективные предпосылки их возникновения…………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие и необходимость финансов ………………………………………...6
1.2 Предпосылки возникновения финансов ……………………………...…….10
2 Сущность и признаки финансов………………………………….…………....14
2.1 Сущность финансов…………………………………………………………..14
2.2 Функции финансов как проявление их сущности………..……………..…..17
2.3 Особенности финансов……………………………...……………………......21
3 Развитие науки о финансах. Дискуссионные вопросы сущности и
функций финансов...................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………….…………...35

Работа состоит из  1 файл

Возникновение финансов и развитие науки о финансах, 2012, БГЭУ, РБ (1).doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

В теории финансов одним  из проблемных вопросов является вопрос о необходимости финансов вообще. Изучением финансов занимались очень  мало и поверхностно. Имел место  упрощенный, формальный подход к решению  этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э. А. и Бирман А. М. считали, что основным условием возникновения и функционирования финансов является государство. [7]

Большинство экономистов  обуславливали объективную необходимость  финансов наличием государства и  товарно-денежных отношений без  основательного обоснования этого положения применительно к категории финансы.

«Вне государства финансы  не существуют» [10]. Но это слишком упрощенный подход к такой категории как финансы. Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. [6]

Однако есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и  их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

Некоторые экономисты финансами  считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В  пятидесятых годах утвердилось  понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение  совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.

Переход к рыночной экономике  происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных  категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными странами.

Здесь возникает вопрос – все ли денежные отношения являются финансами или существуют, какая – то граница их распространения?

Экономисты Александров  А. М., Вознесенский Э. А. и другие исходили из того, что финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая  в общественном  воспроизводстве  распределительный процесс, представляют единую категорию «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства. [8]

Большинство же ученых-экономистов  считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими  категорию финансы, следует считать:

1. Денежный характер финансовых отношений

2. Распределительный характер финансовых отношений

3. Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов

4. Безэквивалентность отношений распределения (Это отличает финансы от отношений купли-продажи)

5. Безвозвратность и бесплатность  (Это отличает финансы от кредита)

Опираясь на данные признаки можно увидеть, что финансы возникают  и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределении стоимости общественного продукта. Из этого следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен – это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории – финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью  понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых  публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, так как не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных  относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь ”распределительной”, как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей. [7]

Т. о. Вывод!!!

 

 

Заключение

 

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой  частью  денежных  отношений  и  играют   огромную роль в формировании,  распределении и использовании централизованных и децентрализованных  фондов  денежных средств в целях выполнения  функций, задач государства  и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых  отношений   разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды  платежей, изменять  формы использования        финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления  объективно  назревших экономических отношений. Без финансов невозможно  обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических  достижений,  удовлетворять  другие  общественные  потребности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве.

Наличие дискуссионных  вопросов обуславливает необходимость  дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране. Можно еще что нибудь добавить!!!

Таким  образом,  в   курсовой    работе были рассмотрены предпосылки возникновения финансов, роль государства и товарно-денежных отношении в развитии финансов.Выявлены важнейшие признаки и сущность финансов как экономической категории. Проанализировано развитие экономической мысли о финансах.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Афанасьев М ст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник. – М: изд. Юрайт, 2011. – 777.
  2. В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н. П. Радковская.- Финансы. – СПб, 2009. – 400с.
  3. Ваксова Е.Е. Бюджетные инструменты реализации государственной региональной политики // Финансы. - 2007. - N 4. - С. 22 - 23.
  4. Герасименко П. П. Финансы и кредит: учебник, М.: 2011 – 382с.
  5. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов, Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. 2010. – 375с.
  6. Государственные финансы: учеб. пособие / Под ред. Г. К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166с.
  7. Денисова К.Г. Финансы предприятии. – Мн.: МИУ, 2005. – 394 с.
  8. Евдокимов А.Н. Бюджет как элемент бюджетной системы: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. - 2007. - N 7. - С. 13 - 20.
  9. Ермолович М. Бюджет-2008: подходы к формированию // Финансы, учет, аудит. - 2007. - N 7. - С. 4-7
  10. Кадомцева С. В. Государственные финансы:  Учеб. пособие. – М.: 2010. – 352с.
  11. Микроэкономика и макроэкономика: учеб. пособие /  Под  ред. М.И. Плотницкого. - Минск: Мисанта, 2007. - 271 с.
  12. Остапенко В.В. Финансы предприятии. – М.: Омега_Л, 2004. – 291 с
  13. Попов Е.М. Финансы предприятия. – Мн.: ВШ, 2008. – 573 с.
  14. Свищева В. А. Государственные и муниципальные финансы, учебник. – М.: 2009. – 462с.
  15. Сорокина Т.В. Государственный бюджет / Т.В.   Сорокина - Мн.: БГЭУ, 2004. - 289 с.
  16. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь / Т.Г. Струк. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 95 с.
  17. Тарасевич О. Бюджетная классификация: переход к международным стандартам // Финансы, учет, аудит. - 2007. - N 2. - С. 26-29.
  18. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Изд. 2-е. Мн; БГЭУ, 2006. - 351 с.
  19. Финансы и кредит: учебник / М. Л. Дьяковнова. Под ред. Т. М. Ковалевой. 6-е изд.:  испр. и доп. – М: 2011. – 356с.
  20. Финансы и кредит: Учебник. Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: 2010. – 800с.
  21. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / Г. Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. Г. Е. Кобринского, М. К. Фисенко. – Минск: Выш. шк. 2011.-343с.
  22. Финансы предприятии / Под ред. Л.Р. Колпиной. – Мн.: ВШ, 2008. – 439 с.
  23. Финансы предприятий: учеб. пособие / Под общ. ред. Н Е. Заяц, Т. И. Василевской. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2006. – 528 с., или 4-е изд. – Минск, выш. шк. 2010. – 528с.
  24. Финансы предприятия / Под ред.  Т.Е. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 242 с.
  25. Финансы предприятия: учеб. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской .  –  Мн.: ВШ, 2008. – 528 с.
  26. Финансы. Денежное обращение. Кредит: пособие для подготовки к экзаменам (авт. Сост. П. И. Фролов). – Москва: Дашков и «К». 2008. (краткий курс).
  27. Финансы: учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: 2010г.
  28. Финансы: Учебник / Под ред. проф. В. П. Литовченко. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: 2010.
  29. Финансы: учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: 2010.
  30. Финансы: учебник для студентов вузов, обуч. По эконом. Спец. Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: 2007. – 703с.
  31. Фисенко М. К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие. – Минск: Соврем.шк., 2008. – 184 с.
  32. Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / Фисенко М. К. - Минск: Современная школа, 2008. - 178 с.
  33. Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь / Сост. Л.П. Квачук. - Мн.: БГАТУ, 2003. - 53 с.
  34. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. - Москва: Экономистъ, 2006. - 618 с.
  35. Щеголева Н. Г., Хабаров В. И.. Финансы и кредит: учеб. пособие. – М.: 2011. – 512с.
  36. . Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика. 2006. – 384 с.



Информация о работе Возникновение финансов