Бизнес план автосервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:38, практическая работа

Описание

Ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он увеличился в 2,5 раза и в настоящее время состоит более чем из 30 млн. машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в России к 2005 г. будет насчитываться уже 45–46 млн. машин.

Работа состоит из  1 файл

Бизнес план автосервиса.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

Бизнес  план автосервиса

 

 

Какой бы надежной не была машина, рано или поздно ей потребуется  ремонт. А значит, бизнес на обслуживании автомобилей (автосервис, магазин запчастей, мойка) стабильно обеспечен клиентами  и приносит своему владельцу неплохую прибыль.

Состояние и  структура рынка

Ситуация  на рынке обслуживания автомобилей  напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он увеличился в 2,5 раза и в  настоящее время состоит более  чем из 30 млн. машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в России к 2005 г. будет насчитываться уже 45–46 млн. машин. 
 
В то же время на одну тысячу россиян приходится всего 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. То есть российский автопарк в ближайшее время ожидает только рост, причем достаточно активный. Так что в отношении автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура — устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет, причем преобладание сетей до сих пор не прослеживается.

Структура рынка  техобслуживания пока еще недостаточно четко выражена. Безусловно, на нем  имеется определенная специализация, можно говорить и о нескольких вертикальных уровнях. В то же время крайне мало узнаваемых брэндов: один и тот же автосервис может работать и с «Мерседесами», и с ВАЗовской продукцией. Сейчас выделяют четыре уровня рынка.

Авторизованные  сервисы. Работа ведется в четком взаимодействии с официальными дилерами и зарубежными автопроизводителями. Как правило, компания специализируется на обслуживании какой-то одной конкретной марки. Войти в этот бизнес очень непросто: вендоры требовательно относятся к выбору контрагентов. Максимальную прибыль — от 10 тыс. долл. в месяц — способны приносить сервисы, расположенные в крупных городах, где продается много новых иномарок.

Сетевые автосервисы. Этот сегмент в России до сих пор  недостаточно развит: нет ни одной  сети технического обслуживания, которая развивалась бы в национальном масштабе (чаще всего охватывается не более пяти регионов). Западные сети на российском рынке представлены слабо (исключением можно считать разве что станции техобслуживания Bosch, но их пока немного). Кроме того, в нашей стране имеются «псевдосети», образующиеся, когда западные компании, желая увеличить сбыт продукции, позволяют использовать свое название. Но никакого контроля за качеством оказываемых услуг с их стороны не ведется. Средняя прибыль одного входящего в сеть автосервиса с несколькими боксами составляет 5–7 тыс. долл. в месяц.

Одиночные сервисные  пункты. Они не имеют аккредитации, что, однако, не мешает составлять конкуренцию  авторизованным компаниям: услуги те же самые, но платить за них приходится на 20–30% меньше. Прибыль такого автосервиса редко опускается ниже 2 тыс. долл. в месяц, но практически никогда не превышает 12 тыс. долл.

Индивидуальное  оказание услуг технического обслуживания. Данный вид деятельности только с  большой долей условности можно назвать бизнесом — это, скорее, самозанятость. Од нако услуги индивидуалов, ремонтирующих автомашины в собственных гаражах или по вызову, пользуются стабильным спросом, принося 800–1200 долл. чистой прибыли в месяц.

Старт бизнеса: четыре этапа

И первый —  это выбор места. На начальном  этапе следует оценить прилегающую  местность на предмет размещения наружной рекламы. Оптимальный вариант  расположения автосервиса — рядом  с автомагистралями, АЗС, гаражными  комплексами.

Необходимо  учесть, что в соответствии с требованиями СЭС нельзя организовывать автосервис рядом с жилыми домами (расстояние должно быть не менее 50 м) и около водоемов. Выбранное помещение должно иметь централизованную подводку воды и канализацию. Следует предусмотреть и наличие ямы, иначе придется затратить дополнительные средства на покупку подъемного оборудования. Желательно, чтобы площадь помещения составляла хотя бы 25–30 кв. м (на одного рабочего должно приходиться 5 кв. м, и это без учета оборудования), но на первом этапе может хватить и 15 «квадратов». Хотя в настоящий момент площадь среднего московского автосервиса превышает 200 кв. м.

И не забудьте о пакете документов. Так что второй этап в создании автосервиса —  утряска бюрократических формальностей. И первое, чем здесь придется заняться, — это проектная документация. Для того чтобы она прошла согласование в органах госсанэпидемнадзора, вам придется немало потрудиться, ведь требований масса: от наличия естественного освещения до установки «двухстворчатого шкафчика для спецодежды». В добавление к этому нужно будет представить пакет документов в транспортную инспекцию, решить вопросы с договором аренды.

Третий этап — подбор персонала. В современных  условиях именно возможность привлечь в компанию квалифицированных специалистов того или иного профиля определяет выбор работ, которые будет производить автосервис. Но в любом случае надо постараться подобрать опытных профессионалов по наиболее востребованным видам услуг. И в первую очередь к ним относятся шиномонтаж и кузовной ремонт. Неплохо включить в состав бизнеса автомойку. Ряд работ, например подборку эмалей и ремонт двигателя, можно осуществлять и в специализированных компаниях — достаточно распространенная в Москве практика. Существует около 100 видов услуг, оказываемых автосервисами. Наиболее распространенные виды работ:

смазочно-заправочные;

контрольно-диагностические;

электротехнические;

шиномонтажные и балансировочные;

монтажно-демонтажные;

жестяно-сварочные;

ремонт рулевого управления;

ремонт рулевой  системы;

ремонт двигателей;

ремонт и  зарядка аккумуляторов;

покраска.

Решив вопрос с персоналом и определившись  с тем, какие услуги будет оказывать  автосервис, можно приступать к закупке  оборудования. Это четвертый этап. Здесь у вас будет выбор  — более дорогое и качественное импортное или же доступное по цене отечественное. Надо отметить, что наличие импортного оборудования может способствовать привлечению клиентов, его неплохо использовать и в рекламных целях.

Если вы намерены работать с иномарками, то придется сконцентрироваться на продукции одного или нескольких производителей: для каждой марки существует своя компьютерная система диагностики.

Первоначальные  вложения

И вот предприятие  готово к открытию. Для привлечения  клиентов стоит потратить 500–1000 долл. на рекламу. Кроме «наружки», объявления полезно разместить в специализированных газетах и журналах, расклеить в гаражных массивах. Стоит также распространить листовки.

В среднем  создание автосервиса обойдется  в 130–150 тыс. долл. Хотя возможно и более  дешевое решение: небольшой автосервис будет стоить 35–50 тыс. долл., а шиномонтаж — 8–12 тыс. долл.

Автосервис, оказывающий широкий спектр услуг, приносит своему владельцу доход  от 4 тыс. долл. в месяц, шиномонтаж —  от 0,7 тыс. долл.

До сих  пор речь шла о стационарном автосервисе. Существует и другая модель организации бизнеса — по индивидуальному вызову в гараж автовладельца. Таким образом снижаются траты на аренду помещения и закупку дорогостоящего оборудования, но повышаются расходы на рекламу. В этом случае можно обойтись небольшим офисным помещением с телефоном, несколькими автомобилями (а лучше нанять механиков с личным автотранспортом). Склад запчастей не обязателен: закупайте их под конкретный заказ, воспользовавшись услугами одной из многочисленных служб доставки.

Если говорить о магазине автозапчастей, то здесь  главное — подобрать помещение, расположенное в месте, имеющем  хорошие подъезды и способном  обеспечить поток клиентов. Необходимо также решить вопрос с закупками  товара и возможностями предоставления товарного кредита.

Секреты бизнес-процесса

Один из основных вопросов, которые решает владелец и автосервиса, и автомагазина, —  приобретение запчастей, а значит, налаживание  связей с поставщиками. Каталоги автозапчастей  можно найти, например, в Интернете  на сайтах производителей и дилеров. Хороший каталог ссылок по автомобильной тематике есть по адресу: www.russia.auto.ru/app/?show=1&yp=4788225.

Заявку на доставку лучше формировать заранее, учитывая сезонные колебания спроса. Описать их может любой опытный  работник этой сферы (для шиномонтажа, например, пики активности приходятся на конец осени и начало весны, когда наступает пора менять резину).

Автозапчасти  либо покупают у российских дилеров, либо завозят самостоятельно, сотрудничая  с поставщиками из стран Азии. Крупные компании обычно доставляют детали из-за рубежа чартерным рейсом. Что касается мелких автосервисов, то самостоятельно ввозить запчасти для них довольно рискованно, ведь детали приходится закупать на перспективу. А вдруг они не понадобятся вовсе? Кроме того, когда речь идет о небольших партиях, рассчитывать на скидки от производителя не приходится. Так что мелким компаниям стоит посещать специализированные выставки и знакомиться на них с ассортиментом и ценами основных российских дилеров. Важно точно учитывать сезонность и своевременность закупок: наличие товара на складе не только сократит время обслуживания каждого клиента, но и ускорит оборачиваемость средств.

Для специализированных автосервисов, где список необходимых деталей четко определен нормативами автопроизводителей, проблема доставки запчастей не очень актуальна. А вот в практике работы автосервисов широкого профиля существуют две наиболее распространенные модели.

Закупка деталей  «с запасом». Требует значительных затрат, но зато снимает вопросы  отсутствия необходимых запчастей  в нужный момент. Наиболее эффективна такая схема для сетевых автосервисов, в работе которых рано или поздно оказывается востребованной практически любая деталь.

Работа со службами доставки. Все детали по мере необходимости заказывают в каком-нибудь Интернет-магазине. Но тогда их стоимость  оказывается значительно более  высокой.

Инвестору следует  сконцентрироваться на продвижении  наиболее рентабельных видов услуг. Как правило, это кузовной ремонт, рихтовка и покраска автомобилей, шиномонтаж, мойка. Стоит продумать и максимально эффективное их сочетание. Хорошую отдачу дает комбинирование мастерской по кузовному ремонту и лаборатории по подбору автоэмалей: клиент, купивший эмаль, зачастую заинтересован в качественном ремонте и покраске автомобиля, а автовладельцы, уже сделавшие ремонт, обычно заказывают покраску своей машины.

Доходность  компании можно повысить за счет увеличения потока клиентов и снижения расходов. Для этого предпринимают следующие шаги:

расширяют спектр оказываемых компанией услуг;

минимизируют  затраты на приобретение оборудования (за счет размещения заказов на осуществление  тех или иных работ в специализированных компаниях);

сокращают арендные платежи (можно отказаться от бокса  и ограничиться обычным вагончиком, но это негативно отразится на имидже предприятия);

используют  рекламу только в краткосрочном  периоде, а затем переключаются  на «ползучий маркетинг» — новый  клиент приходит по рекомендации старого.

Еще один популярный вариант снижения затрат — привлечение  рабочей силы из стран СНГ. При  равном с россиянами уровне подготовки труд бригад из Армении или Молдовы  стоит значительно дешевле. При  этом гастарбайтеров отличает высокая дисциплинированность, трудоспособность, меньшая склонность к пьянству. В Москве в настоящий момент распространена практика, когда механик получает от 30 до 50% от стоимости оказанной им услуги. Фиксированная часть заработной платы невелика и редко превышает 200 долл. в месяц. В среднем же механик зарабатывает 600–1000 долл. в месяц.

Для комплексной  автоматизации документооборота, складского и финансового учета автосервисов приобретают специализированный софт. Его в России производят не менее  пяти компаний, некоторые из них включают в комплект ПО каталоги автозапчастей для иномарок и отечественных автомобилей (стоимость — 40–70 долл.). Сами диски с программами обойдутся в 120–200 долл. И еще 700–1200 долл. придется заплатить за модуль связи с бухгалтерской программой.

А если автосервис приобрести?

Автосервисы относятся к бизнесам, пользующимся наибольшим спросом. В 1-м полугодии 2003 г. на одну выставленную на продажу  компанию такого профиля приходилось  несколько десятков потенциальных  покупателей. Это значительно сокращает время продажи автосервиса; оно не превышает 1,5 месяцев. Высокий интерес объясняется, во-первых, тем, что непрофильные инвесторы рассматривают такие компании как простые и понятные в управлении, а во-вторых, впечатляющей доходностью этих предприятий: срок возврата инвестиций обычно не превышает 6–10 месяцев. Средняя стоимость автосервиса — 60 тыс. долл. В большинстве своем они работают на арендованных площадях на основе годичного договора аренды.

Информация о работе Бизнес план автосервиса