Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:15, реферат
Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.
Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним единственным мотивом, а их совокупностью.
Первая группа факторов (гигиенические
факторы) связана с
Гигиенические факторы Ф.
Разница в рассмотренных
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Мотивация или удовлетворение? Как
сами работники оценивают
Факторы повышения заставляют работать более интенсивнее:
Хорошие шансы продвижения по службе
Хороший заработок
Оплата, связанная с результатами труда
Признание и одобрение хорошо выполненной работы
Работа, которая заставляет развивать свои способности
Сложная и трудная работа
Работа, позволяющая думать самостоятельно
Высокая степень ответственности
Работа, требующая творческого подхода
Факторы которые делают работу более привлекательной:
Работа без больших напряжений и стрессов
Удобное расположение
На рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды
Работа с людьми, которые нравятся
Хорошие отношения с непосредственным начальником
Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
Гибкий темп работы
Значительные доп. льготы
Второй подход к мотивации
базируется на процессуальных
теориях. Здесь говорится о
распределении усилий
4. Теория ожиданий В. Врума.
Согласно теории ожиданий не
только потребность является
необходимым условием
Процессуальные теории
-
руководителя, который при определенных
условиях стимулирует работу
сотрудника; сотрудника, который уверен,
что при определенных условиях
ему будет выдано
Сказанное означает, что в теории
ожидания подчеркивается
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
5. Теория справедливости.
Согласно этой теории
Сотрудник оценивает свой
6. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л. С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
По всему мнению, эта теория более прогрессивна,
чем любая другая. Однако она не учитывает
высшие проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой
деятельности, можно утверждать, что человек
принимает решения на уровне регулирования,
адаптации и самоорганизации. Соответственно
и потребности должны быть реализованы
на каждом из указанных уровней одновременно.
Можно утверждать, что низшие, высшие и
самые высшие потребности развиваются
параллельно и совокупно и управляются
поведением человека на всех уровнях его
организации, т.е. существует тройственный
характер удовлетворения потребностей
через материальное и нематериальное
стимулирование.
Заключение
Таким образом, мотивация
Теории и идеи для понимания мотивации,
изучаемые в данной работе, фундаментальны
по своей сути и были изложены во многих
публикациях. Наибольшее число
толкований посвящено сближению, сходству
мотивов, а не различиям.
Список
литературы
1. Смиронова Г.Б. Менеджмент. - М.: «Дашков и К», 2002
2. Управление персоналом: Учебное пособие. Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М: Изд-во ПРИОР, 1999
3. Шекшня ЕВ. Управление персоналом современной орга-низации. -- М.: Интел-синтез, 2002
4. Психология труда. /Под ред. проф. К.К. Платонова. - М., ИНФРА-М, 2004
5. Чередниченко
И.П., Тельных Н.В. Психология
6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности :управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. - М.: Высшая школа, 2000