Бизнес-план и его роль в системе планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:13, доклад

Описание

Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

Задача бизнес-плана - дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов.

Работа состоит из  1 файл

30.Бизнес-план и его роль в системе планирования.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

     Введение:

     Упорядоченную схему действий по достижению определенной цели называют "планом”, следовательно, планирование есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей.

     Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятиях производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Правда, руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не следует тратить время на так называемое "формальное планирование” (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему. Следовательно, эта часть руководителей полагает, что в быстроменяющихся экономических условиях достаточно неформального планирования, т.е. такого планирования, при котором все держится в уме, и нет необходимости тратить время на фиксацию (запись) своих действий.

     Однако  ученые, а также руководители крупных  предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет немало выгод:

     - помогает руководству предприятия  мыслить перспективно;

     - способствует четкой координации  предпринимаемых предприятием усилий;

     - формирует систему целевых показателей  деятельности для последующего

     контроля;

     - готовит предприятие к возможным  внезапным рыночным переменам;

     - демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

     Возможность корректировки планов должна сочетаться с необходимостью адаптации. Адаптация - непрерывное приспособление предприятия  к изменяющимся условиям - является ключевой проблемой планирования.

     Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

     Наличие бизнес-плана необходимо для эффективного, экономически успешного функционирования предприятия, для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора, привлеченных средств инвестора, бюджетных инвестиционных ассигнований. Для планирования всей хозяйственной деятельности предприятия, и это прежде всего документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств.

     При оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности. Бизнес-план должен убедить кредиторов в возвратности кредитов, выплате процентов в необходимые сроки и обещать им первоклассные гарантии, а инвестора — в высокой прибыли на вложенный капитал и в получении ее в возможно более короткие сроки.

     Помимо  сопроводительных документов и исполнительского резюме (краткого изложения содержания) бизнес-план состоит из описания компании, ее бизнеса, продукции, производственного (организационного) плана, маркетингового и финансового плана.

     Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

     Задача бизнес-плана - дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов.

     Применительно к мелким промышленным и иным проектам он может являться документом, представляющим результаты полного исследования инвестиционного проекта.

     Основой успешного бизнес-планирования является его подготовка, включающая в себя различные аспекты. Все большее значение в наши дни приобретает уровень информированности заинтересованных сторон. При прочих равных условиях в более выигрышной позиции оказывается сторона, обладающая более достоверной информацией, и умеющая интерпретировать ее в свою пользу.

     Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых целей, проектов и сделок;
  • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров предприятия.
 

     Вывод:

     Планирование (составление бизнес-плана) необходимо для нормальной деятельности предприятия, для целостности осуществления будущих событий, выбора оптимальной цены реализации, величины выпускаемой серии продукции, принятия решения в области кредитной и инвестиционной политики. Этот документ почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских и других кредитов, облигационных займов), привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований. Можно сказать более масштабно планирование всей хозяйственной деятельности фирмы.

     Назначение бизнес-плана

     Руководство каждой фирмы в процессе ее деятельности обязано четко представлять потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также  уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся ресурсов в процессе работы фирмы. В условиях рыночной экономики фирма не может добиться стабильного успеха без четкого и эффективного планирования своей деятельности. Необходимо постоянно собирать и аккумулировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях.

     Значение  бизнес-планирования:

     Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю  на следующие вопросы:

-какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

-каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

-какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

сколько будут  стоить необходимые ресурсы и  где найти надежных поставщиков;

-каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

-какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

-какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

-каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить 

     Применение  бизнес-планирования создает следующие  важные преимущества:

  • делает возможным подготовку к деятельности организации в будущих условиях
  • проясняет возникающие проблемы
  • стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе
  • улучшает координацию действий в организации
  • увеличивает возможности фирмы в обеспечении необходимой информации
  • улучшается контроль процессов

     способствует  более рациональному распределению  ресурсов

 

     Без бизнес-планирования не обойтись на этапе создания своего дела, продвижения товара или услуги на рынок, при расширении бизнеса, выходе на новые рынки и при реорганизации компаний и производств. Результатом процесса бизнес-планирования является система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода, а также схему процесса их достижения. Внешнее финансирование в инвестиционный проект невозможно без бизнес-плана, отражающего будущую (прогнозируемую) финансовую отчетность

     В условиях конкурентной борьбы просто необходимо применять последние  достижения методов экономического планирования, чтобы выжить и победить. Поэтому БИЗНЕС-ПЛАН это один из инструментов ведения конкурентной борьбы в современной рыночной экономике. И, безусловно, за ним настоящее и будущее. 

     Планирование бизнеса - это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. В ходе планирования составляется программный документ (бизнес-план), программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

     Структура бизнес-плана

     Содержание  и структура могут варьироваться  в зависимости от цели составления  этого документа и области  применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании)

В настоящее время, не существует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако, существуют несколько групп стандартов его составления.

Стандарты UNIDO (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию)

Стандарты  ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)

Стандарты BFM Group

Стандарты KPMG

 

     Бизнес-план служит трем основным целям:

1)Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

2)Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

3)Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита. 
 
 

     Бизнес-планирование (разработка бизнес-плана)

     Логика  развития и динамика современного рынка  ясно свидетельствуют – ни один предприниматель, если, конечно, он хочет быть успешным, ныне уже не может обойтись без плана развития своего бизнеса. Без детального бизнес-планирования не обойтись не только на этапе создания своего дела, но и на стадиях продвижения товара или услуги на рынок, расширения бизнеса, при выходе на новые рынки, а также в случае реорганизации компаний и производств.

     Пакет услуг по бизнес-планированию:

  • Разработка концепции бизнеса
  • Разработка бизнес-плана
  • Разработка инвестиционного меморандума
  • Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО)
  • Разработка финансового плана
  • Экспертиза бизнес-плана
  • Привлечение инвестиций
  • Анализ рисков
  • Разработка положений и должностных инструкций
 

     Стоимость бизнес-плана может варьироваться от десятка тысяч до миллионов рублей. Это зависит от следующих факторов:

     -         для нового и / или рискованного бизнеса обязательны затратные исследования внешней и внутренней среды проекта, а так же независимая и профессиональная оценка ситуации (на нашей практике это составляло от 0,5 до 1,5% от общих инвестиций);

     -         возможности и уже проделанная работа Заказчика (хорошо проработанный подготовительный проект это на 90% готовый бизнес-план);

Информация о работе Бизнес-план и его роль в системе планирования