Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:34, реферат
Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Бизнес-планирование и стратегическое планирование - не тождественные понятия. Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов.
Введение 4
1. Теоретические вопросы бизнес-планирования 6
1.1. Роль бизнес-плана в современных условиях 6
1.2. Задачи и принципы бизнес-планирования 8
1.3. Адаптация структуры бизнес-плана к условиям деятельности предприятия 10
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение 4
1. Теоретические вопросы бизнес-планирования 6
1.1. Роль бизнес-плана в современных условиях 6
1.2. Задачи и принципы бизнес-планирования 8
1.3. Адаптация структуры
бизнес-плана к условиям деятельности
предприятия 10
Заключение 34
Список использованной
литературы 36
Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Бизнес-планирование и стратегическое планирование - не тождественные понятия. Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все три плана различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.
Можно ответить, что связи процессов стратегического планирования, инновационного и инвестиционного мало изучены. К сожалению, в большинстве случаев эти понятия отождествляются. Наиболее перспективным можно считать тот, при котором планирование инноваций и инвестиций рассматриваются как процедура стратегического планирования. Поскольку и инновации, и инвестиции подразумевают долгосрочное вложение средств, и инновационные, и инвестиционные решения в большинстве своем являются стратегическими решениями.
Общедоступной формой представления отдельных элементов и направлений стратегического инвестиционного плана выступает бизнес-план. Бизнес-план - это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.
Между бизнес-планом и стратегическим также существуют отличия:
1. Стратегический план включает весь комплекс общих целей предприятия, а бизнес- план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего.
2.
Деловая
стратегия, которая разрабатывается на
уровне бизнес-единицы предприятия или
его хозяйственного подразделения, работающего
на определенном товарном рынке, имеет
гораздо более конкретный характер, чем
корпоративная стратегия, и может быть
представлена в виде конкретного плана
или программы ее реализации. Распространенной
формой представления стратегии развития
бизнес-единицы является бизнес-план --
подробный, четко структурированный и
тщательно подготовленный документ, описывающий
цели предприятия, пути достижения поставленных
целей и их последствия для предприятия.
Это удобная, общепринятая форма ознакомления
инвесторов с проектом, в котором им предлагается
принять участие.
Бизнес-план имеет четко заданную
структуру (приложение 3). Именно отработанная
и общепризнанная структура бизнес-плана
объясняет попытки его использования
при разработке корпоративной стратегии
предприятия. Так, на правительственном
уровне план финансового оздоровления
крымских предприятий назван бизнес-планом,
хотя, строго говоря, это не всегда так.
Крупное или даже среднее
крымское предприятие выпускает, как правило,
разнообразную продукцию и работает на
разных товарных рынках, следовательно,
оно должно разрабатывать портфельную
стратегию предприятия, принимая решения
о перераспределении финансовых потоков
между хозяйственными подразделениями.
Однако, относительно портфельной (корпоративной)
стратегии могут быть разработаны только
общие, скорее качественные, рекомендации.
На Западе считается, что бизнес-план --
это инструмент формирования стратегии
развития предпринимательства, он разрабатывается
чаще всего именно для малых предприятий.
Бизнес-план, как и стратегический
план предприятия, разрабатывается на
достаточно длительный период. Однако
между ними существует ряд различий :
* бизнес-план включает не весь комплекс
целей предприятия, а только одну из них,
которая связана с созданием или развитием
определенного бизнеса;
* бизнес-план имеет четко очерченные временные
рамки. По истечении определенного периода
заложенные в бизнес-плане цели и задачи
должны быть выполнены, в то время как
стратегическим планам присущ скользящий
принцип планирования (добавление к плану
очередного периода по мере достижения
показателей текущего периода). Таким
образом, по своей форме бизнес-план тяготеет
к проекту с его конкретной проработкой
и определенной самодостаточностью;
* в бизнес-плане весомое значение имеют
функциональные составляющие (план производства,
план маркетинга, финансовый план), которые
являются полноправными, равновесными
частями структуры бизнес-плана.
Необходимо отметить, что бизнес-план
является итоговым документом, написанию
которого должно предшествовать определение
целей и миссии бизнеса, анализ внешней
среды, собственных возможностей предприятия
или бизнес-единицы.
Качество плана существенно
зависит от того, кто его разрабатывает.
На этот счет существуют разные мнения.
Одни считают, что это дело руководителя,
которому могут помочь специалисты предприятия
и консультанты. Другой взгляд -- надо как
можно шире привлекать к составлению бизнес-плана
работников предприятия, используя различные
методы групповой работы. В этом случае
генерируется больше идей, меньше вероятность
принятия заведомо невыполнимых решений,
легче реализовывать план по принципу:
«сами составляем -- сами выполняем». Конкретный
путь составления плана зависит от поставленных
целей, периода планирования, личности
руководителя, компетентности работников
предприятия, их опыта, знаний и многих
других факторов. Опыт работы в бизнес-планировании
показывает, что идеальным является вариант,
при котором бизнес-план составляют предприниматель
или специалисты предприятия с привлечением
консультантов. Объективный взгляд профессионала
может помочь улучшить бизнес-план, придать
ему «товарный» вид. Обычно консультанты
помогают правильно расставить акценты,
реально оценить положение дел. Особенно
важна роль консультанта при составлении
финансового плана и оценки рынка сбыта
продукции.
Необходимо заранее представлять, для каких целей подготавливается бизнес-план, средства каких кредиторов или инвесторов предполагается привлечь, так как их требования и ожидания различны. Так, например, крупные банки или специальные фонды, оказывающие поддержку предпринимателям, могут предложить собственные формы представления бизнес-плана.
Анализ нескольких сотен бизнес-планов и инвестиционных проектов позволил авторам выделить наиболее типичные и часто встречающиеся ошибки и погрешности в составлении бизнес-планов. Характерными чертами проанализированных бизнес-планов являются:
* производственный подход, выражающийся в том, что предлагается производство какой-либо продукции в связи с наличием технической идеи, изобретения или свободных производственных площадей без оценки перспектив потенциального рынка сбыта. Часто в бизнес-плане отсутствует обоснование возможного объема продаж. Между тем позиция кредиторов заключается в том, что предприятие должно доказать возможность сбыта своей продукции по планируемым ценам;
* слабое или чисто формальное знание рынка, возможных потребителей, их пожеланий и предпочтений. Недостаточное внимание к изучению конкурентов и позиции предприятия на рынке;
* непроработанность вопросов сбыта продукции, хотя в настоящее время это является основной проблемой практически всех предприятий;
*
некорректность финансовых расчетов,
которая проявляется в необоснованности
используемых предположений (например,
равномерность и неизменность затрат),
упущении важных статей затрат (особенно
часто забывают про местные налоги, включаемые
в себестоимость продукции, упускают из
виду затраты на рекламу, охрану, транспорт
и т. д.);
* в случае привлечения заемных средств
не прорабатывается схема их возврата
(разово, линейно и т. д.);
* в разделе «Менеджмент и права собственности» редко удается сформулировать требования к управленческой команде, которая будет реализовывать бизнес-план, ее опыту и квалификации, а также описать механизм реализации выбранной стратегии;
*
очень часто в бизнес-плане не рассматриваются
риски, трудности и проблемы, которые могут
встретиться при его реализации.
Излишние оптимизм и энтузиазм
предпринимателей часто приводят к завышенным
оценкам и темпам роста бизнеса. Между
тем требуется время, а зачастую и средства
на то, чтобы найти покупателей и продвинуть
продукцию на рынок, наладить связи с поставщиками,
с оптовыми и розничными торговцами или
создать собственную дилерскую сеть. Рост
предприятия может сдерживаться недоступностью
дополнительных денежных ресурсов, а также
такими факторами, как ограниченный или
неправильно определенный спрос на продукцию,
давление конкурентов и невозможность
расширения рынка сбыта, экономическая
и политическая ситуация в стране. Препятствовать
или сдерживать реализацию выбранной
стратегии могут и внутренние факторы.
Очень трудно быстро развернуть новое
производство, сформировать хорошую управленческую
команду, создать имидж предприятия, завоевать
своих потребителей. Еще одна деталь, на
которую стоит обратить внимание, -- это
внешний вид и оформление бизнес-плана.
Считается, что бизнес-план отражает лицо
предприятия, поэтому он должен быть ясным,
аккуратным, четким и понятным.
Распространение в хозяйственной
практике бизнес-плана как формы обоснования
предпринимательских проектов или стратегии
развития бизнес-единиц объясняется гибким
сочетанием в нем производственного и
рыночного, финансового и технического,
внутреннего и внешнего аспектов деятельности
предприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г.,24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля 2001 г.)
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.)
3. Алексеев Н.С. Эволюция систем управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления № 2, 1999. с. 23-29.
4. Балашов В.Г., Заложнев А.Ю., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. - 73 с.
5. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: - Экономика, 1990. - 207 с.
6. Баркалов С.А., Бурков В.Н., Гилязов Н.М. Методы агрегирования в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 1999. - 55 с.
7. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. - СПб.: "Издательство "Питер"", 2000. - 160 с.
8. Бондаренко В. «Точка безубыточности» вашего бизнеса // Двойная запись № 9, 2003. с. 15-23.
9. Васильев Д.К., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А., Цветков А.В. Типовые решения в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. - 84 с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.
11. Гольдштейн Г.Я. Cтратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 179c.
12. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -250 c.
13. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2003. - 235 с.
14. Иванов И.В., Учебно-методическое пособие по курсу «Маркетинг» (издание 2-ое переработанное и дополненное), 2002г. - 325 с.
15. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. - М.: «КОНСЭКО»,1998.-156 с.
16. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.,1997.- 218 с.
17. Котлер. Ф. Основы маркетинга. - СПб, 1994г. - 512 с.
18. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - С-Пб: Наука, 1996 - 485 с.
19. Максютов А.А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет. Учебно-практическое пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 96 с.
20. Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. М.: Знание, 1999.- 314 с.
21. Менеджмент на промышленном предприятии. / Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С. Эколайн, 2000. - 289 с.
22. Муромкина И.И., Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия // «Маркетинг в России и за рубежом», № 2 (22), 2001. - с. 14-19
23. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623 с.
24. Основы менеджмента. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.:Дело, 1999. - 800с
25. Попов В.М. Деловое планирование. - М.: Финансы и статистика, 1997. -152 с.
26. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя. / Авт. сост. Н.Я. Сацков. - Д.: Сталкер, 1998. - 235 с.
27. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Ильенковой С. Д - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 354 с.
28.
Шуляк П.Н. Финансы предприятий - М.: Издательский
Дом
Информация о работе Бизнес-планирование в современных условиях