Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д.
Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Сущность человеческого капитала………………………………..………….….5
1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала……………….….5
1.2 Методы оценки человеческого капитала………………………………..……14
1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций….…16
2. Факторы накопления человеческого капитала……………………...………....18
2.1 Роль образования и науки в накоплении человеческого капитала………….18
2.2 Развитие здравоохранения как фактор накопления капитала……………….22
2.3 Значение накопления человеческого капитала………………………….……24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………...…………………..…31

Работа состоит из  1 файл

курсовая человеческий капитал.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

      Ярким подтверждением рождения концепции человеческого капитала и человеческого развития в общественной практике является опыт социально-экономического роста стран, не имеющих существенных природных богатств, а также стран с разрушенной в ходе второй мировой войны экономикой (Тайвань, Корея, Япония, Германия). Стратегия развития их строилась в расчете на человеческий фактор - важнейшую составляющую научно-технического прогресса и неисчерпаемый ресурс экономического роста. Именно такая стратегия обеспечила высокую динамику экономического развития и впечатляющие его социальные результаты. Еще одним подтверждением большого значения и жизненности теории человеческого капитала является тот факт, что в развитых странах вложения в человека с 50-х гг ХХ века все более существенное превышают размеры материального накопления.

      Производственные  инвестиции, при их бесспорно важном значении, все более существенно  уступают инвестициям в развитие человека, и важнейшие изменения  в воспроизводственном процессе развитых стран происходят вне сферы материального производства. Человеческий капитал представляет собой ценный ресурс, гораздо важнее, чем природные ресурсы или физический капитал. По данным Всемирного банка, в структуре национального богатства исследованных 92 стран человеческий капитал составил в 1994 году у 2/3, в том числе в высшее развитых странах - около 3/4. Это не единственное подтверждение тезиса о том, что в конце ХХ века главным фактором экономического развития и конкурентоспособности на всех уровнях становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умений, здоровья, мотивации и других продуктивных характеристик людей, приобретаются в процессе человеческого развития. В конце ХХ века идеи о том, что люди и их развитие является важнейшей целью общественного прогресса, приобретают все более широкой поддержки как в научных экономических исследованиях, так и в разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества. Существенное влияние теории человеческого капитала, получают новые научные подтверждения относительно постиндустриального общества, усиливая взгляды о решающей роли человека в экономической динамике, повышения эффективности человеческой деятельности на всех уровнях. Влияние человеческого капитала, в первую очередь повышение уровня образованности работников, на экономический рост рассматривается не только непосредственно, через повышение производительности труда вышепредставленных людей, но и опосредованно, через повышение эффективности и ускорение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и массовое внедрение их во все сферы человеческой жизнедеятельности ,что также требует надлежащего уровня образования масс населения.

      Специфика человеческого капитала и инвестиций в него проявляется прежде всего  в том, что он не может формироваться без прямой непосредственном участии расходов времени и сил его будущего владельца. В этой связи частное инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым условием его наращивания на любом уровне. Образование или профессиональная подготовка, которая финансируется за счет государства или предприятия, то есть абсолютно бесплатная для потребителя, однако требует от него затрат времени и труда. Чаще наращивания человеческого капитала сопровождается и материальными затратами лица или семьи (потерянные заработки, частичная оплата обучения, расходы на канцтовары и многое другое . Поэтому необходимым условием эффективности инвестирования в человеческий капитал на уровне государства, регионов и предприятий является рациональное понимание и благосклонное отношение к наращиванию человеческого капитала со стороны его будущих владельцев. В этой связи особое значение приобретает необходимость создания в обществе положительного имиджа образованности, профессионализма, высокой квалификации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Человеческий  капитал занимает важное место в  развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого  капитала привело к тому что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, т.к необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий.

      Т. Щульц одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

      Получение образования и начало трудовой деятельности является начальным этапом формирования индивидуального человеческого капитала. Следующий этап является более длительным. Он основан на приобретении профессиональной квалификации и жизненного опыта. Человеческий капитал представляет собой невещественные блага длительного пользования, которые накапливаются и реализуются в результате производственной деятельности людей во времени. Наиболее важной чертой капитала является то, что он сам является продуктом производства. Человеческий капитал как продукт производства представляет собой накопленные в процессе обучения и трудовой деятельности знания, умения и навыки. Человеческий капитал, как и любой другой, способен накапливаться. Накопление человеческого капитала начинается с дошкольного образования и продолжается в течение всей общественной деятельности.

      Человеческий  капитал является главной производительной силой, человек должен быть вооружен средствами производства и знаниями, то есть быть достаточно образованным. В настоящее время все большую  ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста.

      Наращивание интеллектуальных преимуществ является залогом достижения успеха. Эффективность развития предприятия и экономики государств в целом в огромной степени зависит от того, сколько средств и в какой момент времени они направляются на развитие человеческого капитала. Данный вид вложений приносит значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономико-социальный эффект, поэтому является наиболее выгодным с точек зрения человека, предприятия и всего общества в целом. По данным сайта auditfin.com в развитых странах 60% прироста национального дохода обусловлены приростом знаний и образованности общества.

      В настоящее время растут роль науки  и образования, усиливается значение интеллектуальной деятельности во всех сферах производства. Интеллектуальный труд, представляющий собой деятельность людей по производству, усвоению и практическому применению знаний, приобрел господствующее положение. Проявляется этот процесс двояко: растет роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического прогресса.

      Теория  человеческого капитала приобрела  значительное общественное распространение  и признание в мировой научной  мысли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокин. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 69с.
  2. Аксенова, Е. А. Управление персоналом/ Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. - М: ЮНИТИ, 2008.- 560с.
  3. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. С англ. / М.: ГУ ВШЭ, 2009.-672с.
  4. Бубнов, М. «Человеческий фактор» становится весомее. / Служба кадров. -2009.- 17-21 с.
  5. Букоич, У. Управление знаниями. / У. Букович, Р. Уильямс. - М.: ИНФРА-М, 2009.-145 с.
  6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. - М.: ГНОМ-пресс, Элит2009, - 440 с.
  7. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.-3-е изд. – М.: Гардарика, 2009.- 51с.
  8. Гальперин, В. М. Микроэкономика: учебник / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. - М.: Экономическая школа, 2009.-325 с.
  9. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 72с
  10. Гришнова,О.А. Управление человеческим капиталом: научное пособие / О. А. Гришнова. - Киев: КНЕУ, 2009.-308 с.
  11. Давыдов, А. Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала./   РГБ ОД Пятигорск, 2010.- 191с.
  12. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в экономике: формирование, оценка, эффективность использования/ А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. - СПб.: Наука. 2009.-211 с.
  13. Добрынин, А.Н. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования/ А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов. - СПб.: Наука, 2009.-312 с.
 
  1. Дятлов, С.А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов- СПб.: СПбУЭФ, 2009.- 160 с.
  2. Зюзин, Д.И. Измерение и оценка качества рабочей силы/ Д. И. Зюзин. -  М.: ИСЭПН. - 2009.- 97 с.
  3. Илларионов, А. Как Россия потеряла ХХ столетие //Вопросы экономики,2010, №1 ,-47 с.
  4. Ильинский, И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве / И. В. Ильинский. - СПб.: Изд. СПбУЭФ. 2009.-264 с.
  5. Лукашевич, В. В. Эффективность инвестиции в человеческий капитал // Журнал "Полигрфист и Издатель". - №6. - 2009.-184 с.
  6. Марцинкевич, В. И. Экономика человека / В. И. Марцинкевич, Н. В. Соболева. –М.: Проспект, 2010, 286 с.
  7. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2010.- 800с.
  8. Пугачев, Р. П. Руководство персоналом организации / Р. П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2009.-279 с.
  9. Райская, Н. Н. Анализ динамики инфляции, производства и финансовой эффективности в промышленности. // Вопросы статистики 2009. -  №8. -  с.16-25
  10. Рофе,  А.И. Экономика труда / А. И.  Рофе, В. Т. Стрейко, Б. Г. Збышко. - М.: МИК, 2010. - 248с.
  11. Рощин, С.Ю., Разумова, Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова. - М.: ИНФА-М. 2009.-400 с.
  12. Румянцева, 3.П. Менеджмент организации: учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин. - М.: ИНФРА - М, 2010. -432 с.
  13. Сафонов, Н. А. Экономика организации / Н. А. Сафонов. -  М.: Экономист. –2010.- 251с.
  14. Симионова, Н. Е. Оценка стоимости предприятия/ Н. Е. Симинова, Р. Ю. Симинов. - М.: МарТ, 2009.-63 с.
  15. Скрипник, К.Д. Стандарты инвестирования развития персонала. Управление персоналом. -2009.-№ 12- с. 29-33.
  16. Сырцова , Л. Человеческий капитал как основа эргодинамической модели здоровья. // Медицинский вестник № 11(1) выпуск 26, сентябрь 2008.-28 с.
  17. Чернейко, Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала - необходимый элемент экономической стратегии // Человек и труд,№3.,2010. -204 с.

Информация о работе Человеческий капитал