Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:29, контрольная работа
Одним из приоритетных направлений государственного регулирования является реализация мер по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг. Согласно статье 42 Закона о рынке ценных бумаг ФКЦБ России обеспечивает раскрытие информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.
Информационное обеспечение рынка ценных бумаг.
Одним из приоритетных направлений государственного регулирования является реализация мер по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг. Согласно статье 42 Закона о рынке ценных бумаг ФКЦБ России обеспечивает раскрытие информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.
При поддержке заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ФКЦБ России осуществляет формирование системы информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности. Эта система направлена на обеспечение оперативного обмена базами данных по лицензированию и надзору за деятельностью профессиональных участников фондового рынка между подразделениями ФКЦБ России, других федеральных органов исполнительной власти и включает в себя как закрытую часть (служебную информацию, связанную с вопросами лицензирования и надзора), так и открытую, доступную всем заинтересованным лицам. [1]
Информационное обеспечение рынка ценных бумаг.
Обеспечение доступности информации на рынке ценных бумаг всем заинтересованным лицам вне зависимости от целей получения данной информации (раскрытие информации) является одним из основных принципов функционирования рынка ценных бумаг.
Основные вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг отражены в статье 30 Закона о рынке ценных бумаг. Что касается профессиональных участников, то законом установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в следующих случаях:
- профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100 процентов от общего количества указанных ценных бумаг;
- профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов от общего количества указанных ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают указанную информацию (содержащую наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг по соответствующим сделкам) не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного ею органа.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и/или объявлении цен покупки и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами ФКЦБ России. [1]
Вопрос информационного обеспечения рынка ценных бумаг в научной литературе рассматривается преимущественно с точки зрения процедуры и порядка раскрытия информации. При этом проблема информационной открытости деятельности акционерных обществ априори является актуальной и значимой. Самостоятельный научный и практический интерес представляет вопрос о значении информации на рынке ценных бумаг в правовом и экономических смыслах.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ закрепляет понятие раскрытия информации, под которым понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным лицам, независимо от целей получения информации, в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение. (1)
Отечественное законодательство, регламентирующее вопросы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, непрерывно совершенствуется и претерпевает существенные изменения. Так, Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 2.07.2003 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» утратило силу в связи с изданием Приказа Федеральной службы по финансовым рыкам России от 16.03.2005 г. № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», который прекратил действие в связи с изданием Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», расширяющего круг раскрываемой информации, с одной стороны, и упрощающего процедуру – с другой.
Вопрос о важности совершенствования открытости эмитентов был сформулирован на государственном уровне ещё в XIX веке. В августе 1861 г. ординарный профессор С. Пахман писал: «Публичность – не прихотливое требование: с одной стороны, в ней самая надёжная моральная гарантия для интересов акционеров и публики против недобросовестных спекуляций и своекорыстного произвола, а с другой – в ней самое верное средство поддержать общественное доверие к акционерным предприятиям». (2)
Особого внимания в контексте рассматриваемого вопроса заслуживает тот факт, что экономическая наука определяет эффективность рынка на основании отражения в стоимости ценных бумаг, имеющейся на рынке информации. По замечанию К.Р. Макконела и С.Л. Брю, неэффективность рынка проявляется в тех случаях, когда у покупателей или у продавцов нет полной и точной информации, а чтобы её получить, надо заплатить непомерную цену (3).
Этот тезис подробно изложен в теории Ю. Фама, выделяющего три формы эффективности рынка в зависимости от количества используемой информации. Слабая форма эффективности рынка характеризуется тем, что цены акций отражают только историческую информацию, включающую полную историю рыночных цен и объёмов торгов; средняя форма рыночной эффективности выделяется при условии отражения рыночными ценами, помимо прошлой, всей текущей информации (представленной в прессе, отчётах компаний, аналитических прогнозах). При сильной форме рыночной эффективности имеет место отражение рыночными ценами, помимо общедоступной информации, информации, доступной отдельным лицам (менеджерам компаний, государственным служащим). (4)
Интересно, что приведённая градация соответствует логике изложения раздела IV «Информационное обеспечение рынка ценных бумаг» Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», который устанавливает обязанность раскрытия информации эмитентами как основу информационной прозрачности рынка и приводит положения о неправомерном использовании служебной информации как форму более детального правового регулирования данных правоотношений.
Полная и достоверная информация о ценных бумагах позволяет инвесторам реалистично оценить риски, связанные с покупкой или продажей. Это мнение не ново. Обозначая задачи предстоящих реформ акционерного законодательства, исследователи второй половины XIX в. отмечали, что «акционеры нередко слишком ещё равнодушны к собственным делам, чтоб не нуждаться в публичности, необходимой для ограждения их самих и публики», а «молчание компаний при всей добросовестности управления, скорее, может возбудить сомнение в состоятельности их дел, чем привлечь к предприятиям доверие и сочувствие». (5)
Анализ мнений учёных и практиков о значении раскрытия информации эмитентами позволяет сделать вывод о том, что современные исследователи в целом придерживаются единой концепции о необходимости раскрытия информации, обусловливая важность её раскрытия различными аргументами.
По мнению А.С. Матковой, раскрытие информации эмитентами выступает в качестве «одного из элементов корпоративного управления». Следует согласиться с автором в той части, что раскрытие информации решает, в том числе, задачи «повышения инвестиционной привлекательности юридического лица, защиты инвесторов от недобросовестного использования инсайдерской информации, выявления недочётов в деятельности, совершенствования системы КУ (корпоративного управления. – Прим. Ф.А.), повышения эффективности контроля государственных органов за деятельностью юридических лиц». (6)
Некоторые авторы понимают под раскрытием информации на рынке ценных бумаг «институт, направленный на достижение компромисса между эмитентами, которые заинтересованы в ограничении сведений о коммерческих аспектах ведения ими своей деятельности, и потенциальными покупателями ценных бумаг, заинтересованными в получении максимального объёма сведений о них». (7)
Другие авторы видят значение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в том, «чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы» (8) и имели возможность «объективно и наиболее полно оценить риск инвестиций» (9).
Кроме того, рассматривая тему об информационном обеспечении рынка ценных бумаг, необходимо учитывать, что она включает в себя также вопрос об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг, поскольку в силу ст. 33 ФЗ «О рынке ценных бумаг» лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.
Как правило, в правоотношениях, предметом которых являются ценные бумаги, инвестор в силу отсутствия доступа к информации занимает более слабую позицию. Поэтому смысл её раскрытия в дополнительной правовой защите более слабой стороны.
Разноплановость приведённых высказываний обнаруживает проблему в определении значения информации для фондовых рынков и позволяет поставить вопрос о природе и значении информационного обеспечения рынка ценных бумаг.
Безусловно, обязательное раскрытие информации является одним из наиболее эффективных методов борьбы с мошенничеством, «мыльными пузырями», использованием служебной информации для совершения сделок с ценными бумагами и иными формами нарушений прав инвесторов. Ретроспективный взгляд на вопрос подтверждает приведённый тезис. Так, правительственная комиссия при российском императоре, анализируя нормы английского права, отметила, что «предоставление акционерам доступа к отчётам и книгам компании и сообщение важнейших данных о делах компании признаётся английским законодательством наиболее надёжным средством» для достижения защиты акционеров от злоупотреблений со стороны директоров. (10) Сформулированная более 100 лет назад проблема защиты акционеров от злоупотреблений «со стороны директоров» посредством обеспечения открытости информации по-прежнему актуальна и получила новое применение в сформировавшейся правоприменительной практике. Споры о предоставлении инвесторам доступа к документам о деятельности акционерных обществ не просто переносятся в залы судебных заседаний, но становятся предметом разбирательства судов высших инстанций. Так, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, рассмотрев дело по иску компании, владеющей свыше 25 % акций общества, согласился с мнением судебных инстанций о том, что ограничение права доступа акционера к документам общества, равно как и отказ в удовлетворении требования акционера о предоставлении доступа к документам и выдаче их копий, противоречит положениям ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах». Интерес в споре представляет то, что необходимые документы к моменту принятия решения судом первой инстанции уже были направлены компании-акционеру, хотя и с нарушением сроков исполнения требования о предоставлении информации. (11)
На наш взгляд, в качественном информационном обеспечении рынка ценных бумаг заинтересованы не только инвесторы, которые могут принимать более взвешенные решения и не опасаться инвестировать средства в ценные бумаги, но и сами эмитенты. Данный тезис подтверждается результатами исследования, проведённого компаниями Prisewaterhouse Coopers и Schroders. Они показали, что большее количество информации об эмитенте (помимо финансовой отчётности, дополнительные данные о методах бухгалтерского учёта, производимой продукции, покупателях и поставщиках, положении на рынке) позволяет сделать более низкий прогнозный план выручки и прибыли, оценить риск как средний по отрасли и, несмотря на низкие прогнозные показатели, сделать рекомендации о покупке акций компании. И напротив, меньшее количество информации (ограниченной исключительно данными финансовых отчётов за последние два года) позволяет аналитикам оценить риск компании как более высокий по отрасли и дать рекомендации о продаже акций. (12)
Дополнительные доказательства важности информации на рынке ценных бумаг можно получить путём условного признания ценной бумаги обычным товаром в условиях рыночной экономики. Экономисты К.Р. Макконел и С.Л. Брю видят объяснение парадокса потери автомобилем значительной части своей стоимости сразу после выезда его с места продажи в идее асимметричности информации. (13)
Информационная асимметрия характерна, в том числе, и для фондовых рынков: чем меньше инвестор имеет информации о ценной бумаге, тем выше его риск и тем меньше он готов заплатить за неё, поскольку определение степени надёжности инвестиционного инструмента предполагает анализ информации о нём.
Профессиональные аналитики в случае, если на их вопросы не даны полные и точные ответы, обычно исходят из худшего варианта. (14) Приведённое мнение подтверждается указанием С. Дипиаза и Р. Экклз (президентов компаний PrisewaterhouseCoopers и Advisory Capitel Partners) на то, что «приверженность идее прозрачности вытекает из уверенности в том, что выгоды от неё превышают риски и затраты». (15)
Таким образом, достаточное количество информации о компании-эмитенте не только позволяет инвесторам принимать более взвешенные решения, но и самому эмитенту более выгодно размещать ценные бумаги. С указанной точки зрения, полноценное правовое регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг имеет практическое значение не только для потенциальных инвесторов, но и для эмитентов.
Современные рыночные условия, что особенно актуально в период финансового кризиса, требуют от компаний адекватной реакции на возможные импульсы финансовой нестабильности. Это, в свою очередь, ставит вопрос о едином понимании и соблюдении всеми эмитентами правил раскрытия информации, стандартов финансовой отчётности в целях снижения транзакционных издержек и рисков для инвесторов.
Имеются основания для того, чтобы говорить об информационном обеспечении рынка ценных бумаг как о механизме, в создании и работоспособности которого заинтересованы не только государство и инвесторы, но и эмитенты, поскольку полнота и доступность информации способствуют росту уверенности инвесторов, стимулируют спрос и способствуют повышению ликвидности акций, росту активов эмитента и формированию более выгодных условий привлечения финансовых ресурсов.
На основании изложенного можно сделать вывод о взаимосвязи и взаимозависимости заинтересованности эмитента и инвестора в своевременном раскрытии полной, достоверной информации о ценных бумагах. Некоторые исследователи отмечают глубокую зависимость между обеспечением прозрачности рынка и защищённостью инвестора как более слабой стороны. Например, по мнению Б.Б. Рубцова, многие из тех требований, которые помогают сохранить честный и прозрачный рынок, одновременно снижают и уровень системного риска, а меры, направленные на снижение системного риска, облегчают защиту инвесторов. (16)
Приведённые аргументы подчеркивают важность обеспечения информационной открытости рынка ценных бумаг с экономической точки зрения.
Исследуя связь государства и права с общественными, прежде всего, экономическими отношениями, С.А. Комаров отметил, что право не есть простой слепок с экономических отношений. Последние отражаются в сознании политических сил, стоящих у власти, формируют у них определённые политические и правовые убеждения, на основе которых формируется государственная воля, выраженная как закон. (17)
Поскольку финансовая эффективность, в том числе, обусловлена формированием полноценного организационно-правового механизма информационного обеспечения рынка ценных бумаг, обеспечением контроля за реализацией этого механизма, установлением системы санкций за нарушения в данной сфере, целесообразно говорить о раскрытии информации на рынке ценных бумаг как о правовом механизме, обеспечивающем экономическую эффективность фондовых рынков.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовая регламентация раскрытия информации на рынке ценных бумаг имеет большое значение не только для защиты интересов инвесторов, но также способствует повышению доверия к эмитентам, позволяет последним размещать ценные бумаги по адекватной, не заниженной цене.
Устранение информационной асимметрии посредством правовой регламентации порядка и процедуры раскрытия информации играет важную роль в повышении эффективности работы фондовых рынков в целом.
На наш взгляд, качество правового регулирования раскрытия информации на рынке ценных бумаг обеспечивает, в том числе, эффективность работы фондовых рынков в экономическом смысле. Таким образом, изучение правовых норм в сфере информационного обеспечения рынка ценных бумаг, помимо теоретического, имеет важное практическое значение, поскольку позволяет обеспечить прозрачность фондового рынка и повысить его эффективность в целом.
Список использованной литературы
(1) Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ // Российская газета. – № 79. – 25.04.1996.
(2) Пахман С. О задачах предстоящей реформы акционерного законодательства. Речь, написанная для произнесения в торжественном собрании Императорского Харьковского университета 30 августа 1861 г. ординарным профессором С. Пахманом. – Харьков: Университетская типография, 1861. – С. 105.
(3) Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 239.
(4) Рязкова С.В. Мониторинг акционерного капитала Российских компаний. Нижний Новгород, 2007. – С. 58.
(5) Пахман С. Указ. соч. – С. 105.
(6) Маткова А.С. О раскрытии информации акционерными обществами // «Законы России: опыт, анализ, практика». – 2007. – № 7.
(7) Кондратьева О. Раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // ЭЖ-Юрист. – 2007. – № 17.
(8) Вавулин Д.А. Порядок раскрытия информации владельцами обыкновенных акций российских акционерных обществ» // Право и экономика. – 2008. – № 8.
(9) Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 75.
(10) Обзор исторических законодательств об акционерных компаниях. Подготовлен Высочайше утверждённой Ком[м]ис[с]ией по пересмотру действующих законоположений о биржах и акционерных компаниях. – СПб.: Типография В. Киршбаума, 1896. – С. 37.
(11) Определение ВАС РФ от 01.04.2008 г. № 4198/08 по делу № А50-9310/2007-Г21 // СПС «КонсультантПлюс».
(12) Рязкова С.В. Мониторинг акционерного капитала Российских компаний. Нижний Новгород, 2007. – 76.
(13) Макконелл К.Р., Брю С.Р. Экономика: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 242.
(14) Бэр Х.П. Секьюритизация активов: секьюритизация финансовых активов – инновационная техника финансирования банков. – М.: 2007. – С. 298.
(15) Дипиаза С., Экклз Р. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – С. 129.
(16) Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. – М.: Экзамен, 2002. – С. 261.
(17) Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1998. – С. 13.
Информация о работе Информационное обеспечение рынка ценных бумаг