История развития ж/д дорог в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:39, реферат

Описание

Железная дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, — рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила — прошли каждый отдельную стадию развития, пока, наконец, не были скомбинированы вместе. Рельсовый путь применялся еще в XV и XVI вв. в шахтах и рудниках, в виде деревянных брусьев или колей, по которым перевозились тачки, нагруженные рудой. В середине 18 века деревянные колеи стали заменяться в английских каменноугольных копях железными рельсами, которые постепенно совершенствовались техникой. Одновременно с этим устраивались в тачках и вагонах колеса для движения по рельсам, так что в начале 19 века возможно было уже введение конной железной дороги (трамвай). Первая концессия на конную железную дорогу была выдана в Англии в 1801 г. на устройство линии для перевозки товаров и угля от Темзы до южных частей Лондона. Предприятие в финансовом отношении не удалось, вследствие чего капиталисты неохотно брались за сооружение новых линий. Тем не менее, до 1825г. было выдано в Англии 29 концессий на устройство конных железных линий; большей частью линии эти или проводились в рудниках, или соединяли каналы в гавани с местными центрами сбыта. Между тем быстро стало развиваться применение пара как двигательной силы. Необходимо было только скомбинировать этот третий элемент с первыми двумя — рельсовым путем и перевозочными средствами, — чтобы появилась железная дорога в ее современном виде. Задачу эту исполнил знаменитый Стефенсон. Окончательное торжество его идея подучила во время сооружения Ливерпуль-Манчестерской железной дороги, назначившей премию за устройство лучшего локомотива; 27 октября 1829 г. премия была присуждена Стефенсону, и с этого момента начинается эра паровой железной дороги.
1. История развития железной дороги в России
Первая железная дорога, построенная в России, была Царскосельская, между Санкт-Петербургом и Павловском, длиной в 24 версты. Дорога эта, разрешенная с 1835 г. частным предпринимателям, открыта была в 1838 г. и по своей малой доходности меньше всего могла поощрять к новым предприятиям в том же роде. Столь же малую удачу имело второе образовавшееся у нас общество, Варшавско-Венской дороги, устав которого был утвержден в 1839 г. Учредители не успели поместить акций, и в 1842 г. объявили, что они не в состоянии окончить уже начатую ими постройку. В 1843г. последовало Высочайшее повеление о сооружения Варшавско-Венской дороги за счет казны. Дорога была окончена в 1848 г. и на эту постройку истрачено более 4 млн. руб. серебром. Дорогу между Петербургом и Москвой (Николаевскую) решено было построить также на средства казны, причем по воле государя, направление было выбрано прямолинейное (вместо того, чтобы вести дорогу на Новгород, как добивались многие). Постр

Содержание

Введение
1. История развития железной дороги в России
2. Российские железные дороги сегодня
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 39.12 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Российские железные  дороги сегодня

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) является крупнейшей транспортной компанием России. Это также одна из крупнейших транспотрных систем мира. ОАО «РЖД» создано 1 октября 2003 года на базе имущества Министерства путей сообщения РФ в рамках реформы железнодорожного транспорта, 100 % акций принадлежит государству. Компания предоставляет услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок как внутри России, так и на международной рынке.

Российские железные дороги сегодня занимают первое место в  мире по протяженности электрифицированных  линий (42,3 тыс. км) и второе – по эксплуатационной длине железных дорог (85,5 тыс. км). ОАО  «РЖД» владеет 100 % железнодорожных  магистралей в России, осуществляет 78,8 % железных перевозок, перевозит  свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,2 млрд. тонн грузов в год. Уставной капитал компании составляет 1 трлн. 545 млрд. 200 млн. рублей (более 50$ млрд.). 1,3 млн. сотрудников. Общее  количество филиалов – 165, из них 17 –  региональные железные дороги. По объему выручки (617,5 млрд. рублей в 2003 году) стабильно  входит в пятерку крупнейших компаний России. Семнадцать филиалов компании ежегодно обеспечивают 39 % совокупного  грузооборота России и свыше 41 % - пассажирооборота.

Одна из основных задач  российских железных дорог сегодня  – увеличение международных перевозок  с участием Транссиба и БАМа, доведение объемов контейнерных перевозок по ним до 1 млн. ДФЭ (в двадцатифунтовом эквиваленте) в год. С учетом проводимых технических мероприятий по увеличению пропускных способностей и совершенствованию технологии перевозок ОАО «РЖД» в 2006 году готово обеспечить перевозки нефти в Китай в объеме 15 млн. тонн, а в перспективе компания готова развивать инфраструктуру и увеличить объемы перевозок нефти до 30 млн. тонн в год. Положение Транссиба на рынке евроазиатских перевозок может упрочиться с вводом в действие Транскорейской железнодорожной магистрали, сообщает пресс-служба Забайкальской железной дороги.

За 2005 год российские железные дороги перевезли более миллиарда  пассажиров и триллионы тонн грузов. «Российские железные дороги» - одна из 3-х крупнейших государственных  монополий – сейчас готовится  к реформе. Руководство РЖД планирует  создать отдельную компанию, которая  будет заниматься только пассажирскими  перевозками. Это поможет четко  определить уровень рентабельности в этом секторе.

Скоро пассажирские поезда будут  тянуть такие вот электровозы. Локомотив  «Ермак» - новейшая российская разработка – символ транспортной независимости. До сих пор электровозы приходилось  покупать за границей. Российский дальнемагистральный локомотив должен выйти на линию уже в 2006 году. А в ближайшее время на российских железных дорогах появятся скоростные немецкие поезда. К примеру, расчетное время маршрута Москва – Санкт-Петербург – 2 часа 50 минут.

Еще один международный проект РЖД – восстановление движения поездов  через Абхазию. Уже есть предварительная  договоренность с руководством заинтересованных стран – Армении и Грузии. Осталось разминировать местность вдоль  трассы и восстановить разрушенный  участок полотна.

Что касается строительства  новых железных дорог в России, то сейчас большие деньги вкладывают в АЯМ – Амуро-Якутскую магистраль. Ударную стройку заморозили в 1992 году. Закончились деньги. Сейчас деньги есть. Строительство ветки Беркакит-Тамот-Якутск идет с опережением графика.

Заканчивается строительство  нового российского порта на Балтике  – Усть Луга. Железнодорожники вложили в этот проект почти 1,5 миллиарда рублей. Строили подъездные пути. Одновременно здесь мотивировали и принципиально новый погрузочный комплекс. Отсюда кузбасский уголь пойдет на экспорт в Европу. По оценкам специалистов, это – один из лучших в мире угольных терминалов.

Железные дороги связывают  воедино всю территорию страны, весь ее хозяйственный комплекс. Железнодорожный  государственный транспорт помогает гасить кризисные ситуации, возникающие  то в одном, то в другом регионе.

 

 

Заключение

Российские железные дороги сегодня – это гигантский транспортный комплекс с колоссальным техническим  и интеллектуальным потенциалом, связывающий  воедино своими путями все регионы  страны. Это символ и опора российской экономики. Более 1,5 века железнодорожный  транспорт обеспечивает в нашей  стране надежную и бесперебойную  перевозку пассажиров и доставку грузов. И то, что первым профессиональным праздником 110 лет назад был учрежден именно День железнодорожника, говорит  о многом.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) владеет 100 % железнодорожных  магистралей в России, станциями  и вокзалами, депо и диспетчерскими системами, а также около 20 тыс. локомотивов, более чем 600 тыс. грузовых и пассажирских вагонов. Компания перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год.

 

Литература

4. Вопросы развития железнодорожного  транспорта. Сб. статей, М., 1993.

5. Газета «Стрела» от 04.08.2006 года.

6. География путей сообщения.  Учебник, М., 1969.

7. Добросельский К.М., Манёвры на железнодорожных станциях, 2 изд., М., 1967.

8. Железные дороги, под  ред. М.М. Филиппова, М., 2000.

9. Краснов П.Н., Сибирь под  влиянием рельсового пути, М., 1995;

10. Саблер С.В., Сосновский И.В., Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем, Новосибирск, 1974.

11. Савченко И.Е., Земблинов С.В., Страковский И.И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1997.

12. Транспорт СССР, под  ред. А.Л. Голованова, М., 1996.

13. Транспорт и связь.  Статистический справочник, М., 1998.

14. Экономика железнодорожного  транспорта, Учебник для вузов,  под ред. Е.Д. Ханукова, М., 1969.

15. Экономическая география  транспорта СССР, под ред. С.К.  Данилова, М., 1965.

16. Энциклопедия Брокгауза  и Эфрона. Электронный вариант.


Информация о работе История развития ж/д дорог в России