Механизм оценки предпринимательского риска в туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:56, творческая работа

Описание

Для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры туризма с учетом специфики данной отрасли необходимо привести в действие организационно-экономические механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в объекты индустрии туризма
Активное привлечение инвестиций в практику хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие инфраструктуры туристской индустрии субъектов федерации Северо-Запада Российской Федерации.

Содержание

Введение
Определение и общая характеристика рисков
Классификация предпринимательских рисков
Риск и неопределенность
Риск инвестиционного проекта в турбизнесе
Специфика предпринимательских рисков в туриндустрии
Оценка возможных убытков за счет предпринимательского риска
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бизнес план итз.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

 

5. Специфика предпринимательских рисков в туриндустрии

 

Предпринимательские риски  в туризме бывают внутренними  и внешними.

А) Внутренние риски

Форма бизнеса

Начинающему предпринимателю  в первую очередь следует решить, каким именно путем он хочет получить свой бизнес: будет ли это покупка готовой компании «под ключ», или франшизы, будет ли это приобретением действующего бизнеса, или же стоит пройти все этапы с нуля и самостоятельно создать новую фирму? У каждого варианта есть как свои достоинства, так и недостатки. Покупая франшизу можно снять с себя расходы на раскрутку агентства и большинство рисков, однако необходимость соблюдения стандартов лишит этот бизнес индивидуальности. Покупая готовое агентство стоит помнить, что порой действительно случается так, что владельцы вынуждены продавать устойчивый, высокодоходный бизнес, но это бывает не так часто. Покупка агентства «под ключ» чревата тем же, что и покупка автомобиля стандартной комплектации: порой на необходимые доработки и перемены уходит больше времени, чем на создание компании с нуля.

Сезонность

Еще до открытия агентства  необходимо заложить в бизнес-план фактор сезонности бизнеса, от которой  фатально страдает немало начинающих предпринимателей. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость. Об этом нужно помнить и заранее планировать эти затраты. С сезонностью также связан момент открытия компании: лучше если он придется на летний период, тогда представится возможность сразу покрыть расходы. А поскольку средний срок регистрации и открытия турагентства составляет до 5 месяцев, начинать подготовку к открытию лучше прямо с января, чтобы был шанс открыться к сезону летних отпусков. Поступая иначе, компания рискует разориться, даже не успев продать ни одной путевки.

Расположение  офиса

Офис, расположенный на задворках, может отнять у фирмы до 80% клиентов, одни из которых просто до него не дойдут, свернув в другие турагентства, попавшиеся на пути, а другие не решатся приобрести путевку в компании, офис которой имеет подобное размещение. Поправить ситуацию может яркая, интуитивно понятная система вывесок и внутреннее обрамление агентства.

Персонал

Согласно статистике, принятие решения потребителем о  покупке путевки на 40-50% может зависеть от влияния менеджера турагентства. Им непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми. Менеджеру турфирмы просто необходимо самому «болеть» своим делом, для того, чтобы он смог передать собственный восторг потенциальному клиенту. Не стоит скупиться на ознакомительные туры, устраиваемые туроператорами. Обычно, рассказы, наполненные личными впечатлениями, производят на клиентов гораздо более благоприятное впечатление, чем самые красочные буклеты и каталоги. Не экономьте на подборе персонала, лучше поручите этот вопрос компетентным специалистам, которые сумеют подобрать для Вашей компании оптимальное решение.

Специализация

Чаще всего, выбор неприбыльного  профиля работы связан с полным отсутствием анализа деятельности конкурентов. Пять турагентств могут ужиться на одном этаже только в случае четкой дифференциации их продукта. Чем более популярным является предложение – тем большее значение приобретает удобное расположение офиса и отсутствие прямых конкурентов поблизости. А в том случае, если компания решает заниматься уникальным направлением – снижаются риски прямой конкуренции, но возникает риск полной зависимости от принимающей стороны и туроператоров, которые в любой момент по той или иной причине могут приостановить формирование туров в выбранную страну.

Б) Внешние риски

Отношения с  туроператорами

Поскольку турагентства выполняют роль продавца туроператорского продукта, их репутация и устойчивость на рынке в большинстве своем зависит от качества этого самого продукта. В случае, если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.

Непредвиденные  обстоятельства

Войны, теракты и катаклизмы являются наименее прогнозируемым риском в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства. Масштабы обычно зависят от величины проблемы и времени освещения ее в прессе. Чем быстрее журналисты забывают о случившемся, тем быстрее бизнес снова входит в свое русло. Одним из способов продержаться во время тотального снижения спроса является наличие альтернативных направлений.

Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода.

 

 

6. Оценка возможных убытков за счет предпринимательского риска

 

Убытки могут подстерегать турфирму на различных стадиях оказания услуги.

Так в случае не предоставления турфирмой своевременно туристу  или иному заказчику необходимой  и достоверной информации о туристском продукте и всех услугах, предоставляемых туристу, организация несет риск ответственности за нарушение прав потребителя, в том числе, по возмещению в полном объеме убытков, возникших у туриста по причине отсутствия у него необходимой информации. Круг этой информации законодательством не определен, поэтому, исходя из условий заказа, турист должен быть, проинформирован обо всех деталях каждого этапа поездки, в том числе, и деталях подготовки к ней. Например, данные о необходимых документах, о въездных и выездных правилах, о правилах пребывания в стране (месте) назначения, о действиях в случае возникновения какой-либо затруднительной ситуации.

Считается, что информация предоставлена туристу только при  условии документального подтверждения этого факта. Поэтому при передаче туристу различных памяток и сведений турфирме следует получить у него подпись об ознакомлении со всеми такими сведениями.

Законодательство РФ предусматривает ответственность  турфирмы, если путешественник обнаружит недостатки в уже организованной поездке.

Недостаток – это несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги.

В этом случае турист по своему выбору может требовать (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»):

– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, турфирме придется компенсировать его затраты;

– соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись – фирма обязана вернуть разницу в стоимости;

– возмещения понесенных расходов по устранению недостатков  оказанной услуге своими силами или третьими лицами.

Учитывая специфику  туристского продукта как комплекса  различных услуг, оказываемых туристу третьими лицами (перевозчиком, отелем, консульством иностранного государства, страховой компанией) турфирма по умолчанию будет отвечать за любые недостатки услуг, входящих в туристский продукт. Вследствие чего турфирма будет нести определенные убытки. Поэтому в целях минимизации возможной ответственности турфирмы рекомендуется в договоре (с туристом, с агентом, с субагентом) выделять некоторые услуги как отдельные, выходящие за рамки турпродукта. Так например, следует в качестве отдельных поручений туриста выделить поручения на приобретение авиа- или железнодорожных билетов, на оформление страховки, на подачу документов туриста в консульство иностранного государства для оформления визы. При такой структуре договора и дополнительном закреплении в нем, что ответственность за действия перевозчика, страховой компании, визовой службы несут исполнители этих услуг, турфирма будет отвечать только за те недостатки услуг, которые напрямую зависели от действий или бездействия турфирмы. Например, за своевременную подачу документов в консульство, а не за сроки оформления визы и не за отказ в ее выдаче.

Также убытки могут возникнуть и при аннуляции тура. Турист должен письменно заявить об отказе от поездки. Турагент незамедлительно письменно, по факсу или электронной почте, если такая форма документообмена предусмотрена договором, сообщает об этом туроператору. Тот, в свою очередь, безотлагательно должен аннулировать входящие в тур услуги, забронированные им у своих партнеров. Причем, в случае, если отказ туриста от поездки вызван уважительными причинами, не лишним будет обратиться к контрагенту с просьбой о возможном сокращении финансовых удержаний за аннуляцию от брони в связи с особыми причинами. При получении информации от партнеров, туроператор определяет размер денежных средств, возможных к возврату, и размер своих фактических расходов, и должен сообщить об этом турагенту. А тот – туристу. Все сообщения также происходят в письменной форме с подтверждением отправки такой информации. При невыполнении правил своевременного письменного документооборота, становится затруднительным определить «виноватого» и обязанность возвратить туристу денежные средства за несостоявшийся тур, а иногда и неустойку за затягивание их возврата, может быть возложена на турагента, как на лицо, вступившее в непосредственные договорные отношения с туристом.

Распространенной ошибкой  турфирм, которая может привести к убыткам, является самостоятельное, на свой страх и риск, без консультации юристов, участие в претензионной переписке. Для одних турфирм, которые предпочитают «заплатить, лишь бы закрыть вопрос», это порождает значительные, порой, неоправданные расходы, которых можно было бы избежать при правильно подготовленной, основанной на правовых аспектах, позиции защиты. Для других, это изначально отнимает массу времени и сил сотрудников, и в случае доведения спора до суда негативно влияет на исход дела. Дело в том, что претензия – это не просто письмо недовольного туриста, это документ, содержание которого, в зависимости от того, какой ответ был дан турфирмой, может лечь в основу решения суда в пользу туриста. Поэтому настоятельная рекомендация турфирмам – для предупреждения лишних расходов, уже на начальном этапе возникновения спора с туристом, обращаться за консультацией к специалистам. 
Заключение

 

Страхование предпринимательского риска в туризме – это самый неразвитый сегмент страхования в туризме. И это несмотря на тот факт, что именно в туристическом бизнесе велика зависимость от внешних факторов, чему немало есть примеров. Широко распространенная за рубежом практика страхования предпринимательских рисков уже появилась и распространяется и в нашей стране. Этот вид страхования призван защитить финансовое состояние предприятия даже в случае неблагоприятных условий.

Виды предпринимательских рисков, в том числе и в туристическом бизнесе, представлены в Гражданском кодексе. Предпринимательскими рисками являются:

  • риск убытков, связанный с вынужденной остановкой производственной деятельности;
  • риск убытков, связанный с невыполнением контрагентами договорных обязательств;
  • риск, убытков, связанный с недополучением предполагаемых доходов из-за прямых или косвенных потерь.

Страхование рисков предпринимательства в туристическом бизнесе осуществляется по этапам движения средств. Первый этап – инвестирование капитала – защищается путем страхования инвестици, кредитов, депозитов. На втором этапе – производства туристических продуктов – страховая защита обеспечивает возмещение потерь от вынужденных перерывов в бизнес-деятельности в связи с авариями и прочими чрезвычайными событиями и дополнительные затраты на возобновление деятельности. Третий этап – реализация туристических продуктов – страхуется от неплатежей.

Заключение договора страхования предпринимательских рисков туристического бизнеса имеет свою специфику. Туристическая фирма-страхователь должна предоставить подробную информацию о своей деятельности, ее условиях осуществления, планы по доходам и расходам, информацию о заключенных контрактах и прочих обстоятельствах, которые влияют на уровень риска. Перечень страховых рисков может содержать совершенно различные события – от невыполения договоров контрагентами до стихийных бедствий.

По договорам страхования туристических бизнес-рисков могут возмещаться: текущие расходы, которые не зависят от объема продуктов туристической фирмы; затраты по сокращению убытков, которые возникли в результате страхового случая; упущенная прибыль, которую туристическая фирма могла бы получить от реализации туристических продуктов, если бы не прервала деятельность.

Однако, несмотря на очевидную выгоду от страхования туристических бизнес — рисков, спрос на страховые продукты явно отстает от предложения. Эксперты связывают это с тем, что нет единых методик определения размеров ущерба и упущенной выгоды, вызванных предпринимательскими рисками, а потому страховые тарифы выглядят необоснованными. 
Список литературы :

  1. Дмитриев М..Н.., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 
  2. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. - М. "Дашков и Ко", 2003.
  3. Юлдашев Р.Г. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. - М.: Анкил, 2002.
  4. Грядов, С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. - М.: Экономика, 2007
  5. Дубров А. М. - Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. - М.: Экономика, 2008
  6. Егорова Е.Е. "Системный подход оценки риска". // Управление риском. -2008. №2
  7. Менеджмент в сфере услуг. Под ред. Уколопова В.Ф. - М.: ЛУЧ, 2007
  8. Половинкин П. Д. Риск в предпринимательской деятельности. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006
  9. http://www.ins-union.ru
  10. http://www.minfin.ru
  11. http://www.nalog.ru
  12. http://www.gks.ru
  13. http://www.rgs.ru
  14. http://www.insur-info.ru
  15. http://www.rosno.ru
  16. http://www.russiatourism.ru/
  17. http://www.fssn.ru/www/site. nsf

Информация о работе Механизм оценки предпринимательского риска в туристической деятельности