Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:40, реферат
Существующие методология и практика оценки бизнеса, которые весьма активно развиваются в России за последние 10 лет, пока не в должной мере учитывают особенности функционирования банков и настоятельно требуют конкретизации. Более того, переход отечественной банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности, принятие Банком России целого комплекса нормативных документов предъявляют еще более жесткие требования к методике и процедуре оценки банков.
Важным обстоятельством, способствующим изменению мультипликатора, является наличие репутационной составляющей 23. По мнению А. Дамодарана, имеет место следующая взаимосвязь показателей: уровень дивидендных выплат — репутация банка — уровень мультипликатора «цена / собственный капитал» 24. При этом, хотя элементы нематериальных активов банков в явном виде не находят отражения в бухгалтерской отчетности, их влияние фиксируется с помощью мультипликатора «цена / собственный капитал»: чем существеннее роль нематериальных активов, тем выше значение мультипликатора.
Рассмотренный мультипликатор необходимо использовать весьма осторожно, учитывая следующие обстоятельства, отражающиеся на его количественных характеристиках:
• сделки между родственными структурами способствуют, как правило, занижению цены приобретаемых акций (это относится к приобретению акций материнской банковской структуры дочерними структурами);
• сделки между менеджерами-собственниками, как правило, результируются в относительно более высоких значениях мультипликатора. Заниженные мультипликаторы могут отражать возможный спекулятивный интерес в приобретении пакета акций того или иного банка в расчете на предстоящее IРО. Завышенные мультипликаторы, в свою очередь, могут характеризовать условия предоставления возможных выгод в будущем (например, опцион на приобретение дополнительных акций данного банка).
Чем более открытым и конкурентным является рынок банковского капитала, тем при прочих равных условиях должна быть и более значительной величина мультипликатора. Присутствие акций банков на биржах также способствует повышению мультипликатора, хотя, как правило, такая особенность характерна для крупных банков.
Исходя из проведенных расчетов при оценке стоимости банков в первом приближении можно рекомендовать интервал значений мультипликатора «цена / собственный капитал банка» в пределах 3,0 ±1,5. При этом, чем больше абсолютный объем собственного капитала, тем при прочих равных условиях выше и мультипликатор (до 4,5). И, наоборот, для сравнительно небольших по объему собственного капитала банков этот мультипликатор должен быть несколько ниже (от 1,5 до 3,0).
Пример 3.
Покажем возможность применения мультипликатора «цена / собственный капитал банка» для анализа сделок, связанных с отчуждением государственных пакетов в уставном капитале банков за 2003 — 2006 гг.
Информация о сделках получена на основе официального бюллетеня РФФИ «Реформа». В качестве цены сделки принималась цена продажи акции (доли в уставном капитале), если аукцион состоялся, либо нормативная цена (начальная цена продажи), если аукцион признан несостоявшимся252627. Анализ данных по 241 сделке позволяет утверждать следующее.
1. Значителен процент несостоявшихся сделок. В половине случаев аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок, что говорит о невысокой величине спроса на акции банков и низкой активности покупателей на данном сегменте рынка.
2. Различен характер сделок. 22 % всех сделок представляют собой реализацию преимущественного права акционерам банка путем отчуждения им акций, 78 % — открытая продажи пакетов акций, в том числе через публичное объявление.
3. Несущественна доля акций, продаваемая государством. Средняя доля пакета в уставном капитале банков составила 3,1 %, при этом максимальный проданный пакет — 29,7 % (ОАО «Супербанк»), что является только блокирующим пакетом (не контрольным).
4. Необычно низки значения мультипликатора «цена / собственный капитал банка». Средняя величина мультипликатора оказалась равной 0,97 от суммы собственного капитала банка, что говорит о значительном занижении цены выставляемых на аукцион акций (в среднем в 1,5 – 3 раза). По некоторым сделкам цена банка составляет 1 – 2 % (!) от величины собственного капитала. При этом для ряда банков величина мультипликатора превысила уровень в 4,5 раза, что может свидетельствовать о высокой ценности акций этих банков для конкретных покупателей. Таким образом, сделки по отчуждению государственной доли в уставном капитале банка в целом не позволяют получить реальную оценку рыночной стоимости собственного капитала банка, поскольку она намного занижена по сравнению с рыночными аналогами (в 1,5 — 3 раза). Это связано, главным образом, с низкой оценкой выставленных на торги акций. В заключение следует еще раз подчеркнуть важность рассмотренной проблематики. Планируемый в ближайшее время выход отечественных банков на проведение IPO настоятельно требует совершенствования механизмов оценки с учетом особенностей деятельности банковского сектора. Хочется надеяться, что предлагаемые в статье пути решения сформулированных проблем, частично доведенные до конкретных рекомендаций и апробированные на практике, окажутся полезными как в развитии общей методологии оценки, так и в решении практических задач оценки стоимости банков.
Значения мультипликатора «цена / собственный капитал банка» по сделкам, связанным с куплей-продажей акций банков в 2006 г.25
№ п/п | Описание сделки | Объем сделки, % от уставного капитала | Цена сделки, млн руб. | Собственный капитал банка, млн руб. | Мультипликатор |
1 | Приобретение группой Societe Generate акций Росбанка | 10,0 | 8473,41 | 16330,0 | 5,2 |
2 | Приобретение группой Raiffeisen International (Австрия) акций Импэксбанка | 100,0 | 14701,5 | 6213,0 | 2,4 |
3 | Приобретение ОТР Bank (Венгрия) акций Инвестсбербанка | 96,4 | 12750,2 | 2531,0 | 5,2 |
4 | Приобретение Сбербанком акций казахского Texaxabank | 80,0 | 2 736,0 | 935,7 | 3,65 |
5 | Приобретение банком JP Morgan (США) акций Банка Москвы | 2,21 | 1414,8 | 22810,0 | 2,8 |
6 | Размещение Банком Москвы своих акций (закрытый и открытый этапы) 26 | 5,31 | 6985,8 | 32831,0 | 4,0 |
7 | Продажа портфельным инвесторам банка «Возрождение» пакета акций | 10,0 | 1 444,0 | 3 522,0 | 4,1 |
8 | Выкуп владельцем банка «Русский стандарт» пакета акций у Международной финансовой корпорации | 6,7 | 4 100,0 | 12000,0 | 5,1 |
9 | Приобретение Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) акций Транскапиталбанка | Блокирующий пакет | 1 172,0 | 2 250,0 | 2,1 |
10 | Приобретение банком Commerzbank (Германия) акций Промсвязьбанка | 15,32 | 4544,1 | 10 348,0 | 2,9 |
11 | Подготовка Московского Ист-Бридж банка к продаже собственных акций | Блокирующий пакет | 400,0 | 1 066,7 | 1,5 |
12 | Приобретение банком Nordea (Скандинавия) акций Международного московского банка | 26,4 | 10558,35 | 16287,9 | 2,5 |
13 | Приобретение Внешторгбанком акций Славнефтебанка (Белоруссия) | Контрольный пакет | 668,25 | 557,1 | 2,4 |
14 | Продажа банком «Россия» пакета акций своей дочерней структуре «Аброс» | 2,92 | 157,8 | 3275,2 | 1,65 |
15 | Приобретение акций Газпромбанка Негосударственным пенсионным фондом «Газфонд» | 24,9 | 34 600,0 | 57 800,0 | 2,4 |
16 | Продажа одним из пяти акционеров инвестиционного банка «Траст» О. Колядой принадлежащего ему пакета акций банка оставшимся владельцам | 14,23 | 1 577,5 | 5 246,0 | 2,1 |
17 | Приобретение акций Локо-банка инвестиционной группой East Capital Group (Швеция) | 11,06 | 400,95 | 1 658,0 | 2,2 |
18 | Приобретение ОАО «НК Роснефть» находившегося в федеральной собственности пакета акций Всероссийского банка развития регионов | 25,49 | 332,7 | 1 052,8 | 1,24 |
19 | Приобретение банком Nordea (Скандинавия) акций Оргрэсбанка | 85,7 | 8358,2 | 2 600,0 | 3,75 |
20 | Продажа акций Пробизнесбанка четырем покупателям | 34,5 | 3421,4 | 3 305,7 | 3,0 |
Составлено по: В. М. Рутгайзер, А. Е. Будицкий. Оценка рыночной стоимости коммерческого банка (методические разработки). Часть вторая. Динамика и структура развития российской банковской системы. — М.: «АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ», 2007, с. 16 — 29. Все расчеты произведены из соотношения 1 долл. США = 26,73 руб.
Сделка завершена в начале 2007 г.
Список литературы
1. Положение ЦБ РФ от 10.02.2003 № 215-П «Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».
2. Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 г. № 254-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
3. Инструкция ЦБ РФ 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».
4. Указание ЦБ РФ 1997 г. № 18-У «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных Письмом Банка России от 08.09.1997 № 513» (утратил силу с 2005 г.).
5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. 2-е изд. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
6. Леонтьев Б. Б., Мамаджанов Х. А. Принципы и подходы к оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов. — М.: «РИН ФО», 2005.
7. Рутгайзер В., Авдеев С., Козлов Н. Клиентелла: НМА и информационная база прогнозирования развития компании. — М.: «АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ», 2006.
8. Рутгайзер В. М., Будицкий А. Е. Оценка рыночной стоимости коммерческого банка (методические разработки). Часть вторая. Динамика и структура развития российской банковской системы. — М.: «АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ», 2007.
9. Малеев А. В., Малеева В. Ю., Юрьева Е. М. Обоснование методов оценки бизнеса коммерческих банков / Сборник научных трудов. Серия «Экономика». — Ставрополь: СКТ У, 2002.
10. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка, 2-е издание — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.
11. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. — М.: «Олимп-бизнес», 1999.
12. Фишмен Д., Пратт Ш., Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке стоимости бизнеса. — М.: «Квинто-Консалтинг», 2000.
13. Щербакова Г. Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). — М.: «Вершина», 2006.
14. «Коммерсантъ», 2006, 10.11.
15. C. Mercer. Valuing Financial Institutions. Business one Irwin Homewood, Illinois 60430.
16. www. rbc. ru.
Финансы и кредит 30 (270) - 2007 август
Информация о работе Особенности оценки стоимости коммерческого банка