Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:32, контрольная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Практическая значимость данной работы определяется ее направленностью на решение вопросов связанных с правовым статусом коммерческих банков. Данная работа поможет предпринимателям разобраться в специфике банка как хозяйствующего субъекта, порядке создания и ликвидации коммерческого банка, формах и методах банковского обслуживания, особенностях взаимоотношений Центрального банка России с коммерческими банками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.…………………… 4
1.1 Сущность коммерческого банка.…………………………. ……..... 4
1.2 Порядок создания и регистрации коммерческих банков. ……….. 5
1.3. Банковские операции и сделки……………………………………. 7
1.4. Ресурсы коммерческого банка…………………………………….. 8
1.5. Организационная структура коммерческого банка……………… 10
1.6. Ликвидация коммерческих банков……………………………….. 13
1.7. Ответственность коммерческих банков………………………….. 14
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 15
2.1 Механизм гарантийных операций.………………………………... 16
2.2 Типы гарантий, применяемых в банковской практике………………. 16
2.3. Структура банковских гарантий…………………………………… 18
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………………………………….. 21
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 21
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 22
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих
банков……………………………………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 27
Список использованных источников………
ФГОУ ВПО
«Московская Государственная Академия Водного Транспорта»
заочное
обучение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине : Банковское право.
На
тему: «Правовое положение коммерческих
банков»
Выполнил (а) студент (ка):
Факультет: Юридический
Курс: 3
г. Омск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Порядок создания и регистрации коммерческих банков. ……….. 5
1.3. Банковские
операции и сделки…………………………………
1.4. Ресурсы коммерческого банка…………………………………….. 8
1.5. Организационная
структура коммерческого банка…
1.6. Ликвидация
коммерческих банков……………………………
1.7. Ответственность
коммерческих банков………………………….
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 15
2.1 Механизм гарантийных операций.………………………………... 16
2.2 Типы гарантий, применяемых в банковской практике………………. 16
2.3. Структура
банковских гарантий……………………………
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………………………………
3.1. Централизованное
управление деятельностью
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 22
3.3. Надзор и
аудиторский контроль за
банков………………………………………………………………
Введение.
Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием. Формирование рыночных отношений в экономике России оказывает кардинальное воздействие на развитие коммерческих банков, изменяет сложившуюся систему банков в стране, способствует созданию новых банковских учреждений. Переход к рынку уже сегодня способствует расширению спроса на банковские услуги, как со стороны населения, так и со стороны юридических лиц. Появление значительного числа имущественно обособленных хозяйствующих субъектов - акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, малых предприятий, кооперативов и других - создает дополнительный спрос на услуги коммерческих банков, включая привлечение временно свободных денежных средств предприятий на депозитные счета, кредитование клиентов, расчетно-кассовое обслуживание.
Цель данной
работы состоит в том, чтобы исследовать
проблему, связанную с определением
правового положения
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
1.1. Сущность коммерческого банка.
Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (если они не противоречат законам, вытекают из устава банка). По Закону РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ (в дальнейшем по тексту - Банк России) предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. 1В основе деятельности банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными. Типы банков. По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения. По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные и краткосрочные ссуды. Задача таких банков — обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.
Банки образуются
на основе любой формы собственности,
предусмотренной
1.3. Банковские операции и сделки.
Банки могут
производить следующие
а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиками; б) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; в) открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка; д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними; е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг); з) покупать у российских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах; и) покупать и продавать в РФ и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;
к) принимать
и размещать драгоценные
1.4. Ресурсы коммерческого банка.
Ресурсы коммерческого банка — это его собственный капитал и фонды, а также средства, привлеченные банком в результате проведения пассивных, а также активно-пассивных операций и используемые для активных операций банка. Собственные средства банка складываются в основном из уставного, резервного, страхового и других фондов, образуемых из прибыли. Положение о порядке образования и использования фондов утверждается советом банка. В уставе банка оговаривается сроки и порядок формирования уставного капитала, а если банк организовывается в форме акционерного общества, то виды и категории выпускаемых акций, механизм их оплаты.
Уставный фонд служит основным обеспечением обязательств банка и формируется из взносов предприятий, объединений, организаций и граждан, которые могут быть оплачены путем: -перечисления денежных средств (в российских рублях или иностранной валюте);-взноса в натуральной форме (зданий, сооружений, оборудования, других материально-технических ценностей, ценных бумаг, прав пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также в виде иных имущественных прав, включая право на интеллектуальную собственность). В случае взноса в натуральной форме по требованию акционеров (пайщиков) или одного из них стоимость вносимого имущества может оцениваться независимой аудиторской организацией. Окончательное решение по стоимостной оценке взносов в натуральной форме принимается общим собранием. Уставный фонд банка может быть увеличен путем привлечения новых акционеров (пайщиков); приобретения дополнительных акций или паев учредителями; реинвестирования дивидендов. Увеличение или уменьшение размеров уставного фонда производится решением общего собрания (совета) банка. Изменения уставного фонда регистрируются Центральным банком России. Информация о изменениях в уставном капитале (в случае его увеличения) регистрируются в деле коммерческого банка, хранящемся в Главном (региональном) управлении Центрального банка РФ. С этой целью коммерческие банки представляют в региональные Главные управления по месту своего корреспондентского счета следующие документы: -копию протокола собрания участников коммерческого банка, подтверждающую изменение уставного капитала банка; -декларацию о доходах с отметкой налоговой инспекции; -аудиторские заключения на участников банка (в указанных ниже случаях); -подписные листы новых участников банка; -список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по установленной форме. В банке формируются также и иные фонды: материального поощрения, специального назначения, производственного и социального развития. Наряду с фондами другим немаловажным компонентом собственных средств банка выступают доходы, формирующиеся при осуществлении банковских операций за счет следующих поступлений: - процентов по ссудам; - процентов по корреспондентским и срочным счетам в других банках; - доходов от принадлежащих банку ценных бумаг; - выручки от валютных и финансовых операций; - комиссионных вознаграждений за исполнение поручений клиентов; - выполнение агентских и консультационных услуг; - страховых премий и т.д. Структура банковских ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации или, наоборот, универсализации, особенностей их деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. Так, универсальные коммерческие банки, осуществляющие преимущественно операции по краткосрочному кредитованию, в качестве основного вида привлеченных ресурсов используют краткосрочные депозиты, а инвестиционные банки -покупку ценных бумаг, специальные целевые фонды государства и акционерных компаний и предприятий, предназначенные для капитальных вложений, долгосрочные займы, полученные от других кредитных и финансовых институтов.
1.5. Организационная структура коммерческого банка.
Организационная структура банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб. Главное назначение органов управления — обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций. Общие подходы к структуре управления банком определяются банковским законодательством. Вместе с тем многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно. На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации собственного капитала (акционерная, паевая и т.д.) и организационное построение банка (степень развития его сети и его самостоятельность). Так, при акционерной форме образования собственного капитала для получения права полного контроля и управления банком необходимо иметь определенную сумму акций, достаточную для владения контрольным пакетом. Независимо от формы организации собственного капитала банка право управления банком должны иметь его учредители. Такое право реализуется путем непосредственного участия в органах управления банком.
Основным (высшим) органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров (пайщиков) банка. Общее собрание акционеров (пайщиков) банка решает стратегические задачи деятельности банка, а именно: - принимает решение об основании банка; - утверждает акты, документы деловой политики банка; - принимает устав банка; - рассматривает и утверждает отчет о работе банка; - рассматривает и утверждает результаты деятельности банка и принимает решения об использовании полученной прибыли или о покрытии убытков; - принимает решения в части формирования фондов банка; - выбирает членов исполнительных и контрольных органов в банке. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка ежегодно осуществляется Ревизионной комиссией, избираемой Общим собранием. В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета, члены Правления банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в банке. Внеочередные проверки осуществляются Ревизионной комиссией по поручению Общего собрания, по собственной инициативе Ревизионной комиссии или по требованию (акционеров) пайщиков. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение банком законодательных и других нормативных актов, регулирующих его деятельность, состояние внутреннего учета и контроля, кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение года (полной проверкой или выборочно), состояние кассы и имущества. Ревизионная комиссия представляет Общему собранию результаты проверок и рекомендации по устранению недостатков. Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций. Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом. К первым относятся функции, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач, - это такие виды деятельности, как кредитование, инвестирование, доверительные операции, осуществление международных расчетов, а также прием и обслуживание вкладов. Функции штабного персонала заключаются в консультировании исполнителей и включают бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, прием на работу и повышение квалификации служащих, маркетинг, контроль, методическую работу, планирование строительства и ремонт.
1.6. Ликвидация коммерческих банков.
Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке, предусмотренном действующим на территории Российской Федерации законодательством и нормативными актами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей. Решение об отзыве лицензии (ликвидации) коммерческого банка Центральный банк РФ сообщает в печати. Кроме этого соответствующее региональное управление Центрального банка РФ в письменной форме доводит его до Совета ликвидируемого коммерческого банка. В этом же письме сообщается о том, что в установленные сроки участникам банка предлагается сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя Центрального банка РФ. В том случае, если по истечении указанного в письме срока ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает ликвидационную комиссию своим решением. При этом затраты, связанные с ее деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на операционные расходы ликвидируемого коммерческого банка. С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление Центрального банка РФ по месту нахождения ликвидируемого коммерческого банка направляет в данный банк своего представителя, который до начала работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный контроль за соответствием проводимых банком операций действующему законодательству, нормативным документам Центрального банка РФ, сохранностью имущества банка, соблюдением интересов кредитора и кладчиков, ограничением операций лишь расчетами за товары (работы), а в период работы ликвидационной комиссии входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами банка. Все претензии к банку должны быть предъявлены в предусмотренный при создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий. Имеющиеся у банка денежные средства, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников банка и выполнения обязательств перед гражданами-вкладчиками, банками, держателями акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между пайщиками банка в порядке и на условиях, предусмотренных уставом банка. По окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается. Банк считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на основании заключения ликвидационной комиссии.
1.7. Ответственность коммерческих банков.
Строгое
соблюдение правил расчетных операций
всеми участниками расчетных
отношений является важным средством,
обеспечивающим укрепление договорной
и платежной дисциплины. Законодательство
установило специальные санкции
за нарушение правил совершения расчетных
операций. Эти санкции принимаются
в форме денежных штрафов, которые
должны уплачивать банки в случаях
нарушения ими указанных
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
Высокий уровень
абстрактности, однотипность и массовость
таких операций создают объективные
предпосылки для унификации их правового
регулирования. В гарантийных операциях,
обслуживающих международный
2.1. Механизм гарантийных операций.
Механизм осуществления гарантийной операции имеет различия в зависимости от того, какая предоставляется гарантия - прямая или непрямая. О прямой гарантии можно вести речь тогда, когда банк-эмитент, получивший от своего клиента (принципала) инструкцию о выдаче гарантии, непосредственно исполняет ее и выдает гарантию в пользу бенефициара (контрагента своего клиента по основному контракту). Содержание гарантии в общих чертах предварительно согласовывается между бенефициаром и принципалом. В соответствии с полученными инструкциями банк-эмитент выдает в пользу первого гарантию. Хотя по внешнему виду она напоминает одностороннюю сделку, еще раз подчеркнем, что по юридической природе гарантия представляет собой соглашение, т.е. носит двусторонний характер. Банк-эмитент направляет текст гарантии бенефициару, и если по истечении указанного срока от него не поступит возражений, считается, что соглашение достигнуто. Несмотря на то, что банк принимает обязательство выплатить гарантийную сумму от своего собственного имени, он делает это за счет клиента. Если при прямой гарантии банк-эмитент одновременно является и исполняющим банком (банком-гарантом), то в гарантийную операцию по предоставлению непрямой гарантии включается еще один субъект - банк-корреспондент банка-эмитента, который и выступает в качестве исполняющего банка. В этом случае гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и исполняющим банком, который получил инструкцию о выдаче гарантии от своего корреспондента и будет осуществлять операцию за его счет.
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.
1. Гарантия исполнения
контракта - банк-гарант берет
обязательство перед
5. "Резервный
аккредитив" - банк-гарант берет
обязательство перед
2.3. Структура банковских гарантий.
В банковской практике
широко распространены и играют роль
обычая правила выдачи банковских гарантий.
На их основе применяются типовые
модели и стандартные формы различных
видов банковских гарантий. Однако,
используя ту или иную стандартную
форму в конкретном случае, следует
всегда учитывать императивные нормы
законодательства, действующего в месте
выдачи гарантии и применимого в
качестве материально-правового
Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии. Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две большие группы:1. условные гарантии; 2. гарантии по первому требованию.
Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом, что он немного превышает срок действия основного контракта. Независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое существование в результате представления письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от ответственности. В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если же соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента. Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию. Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и юрисдикционным вопросам Но характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая выражается в следующем. Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме
Вывод:
Одним из важнейших
направлений деятельности
банков является выдача
банковских гарантий (гарантийные
операции банков). Банковская
гарантия представляет
собой договор
между двумя лицами
— банком-гарантом
и кредитором, однако
сам договор носит
односторонний характер,
так как обязанность
уплатить гарантийную
сумму лежит исключительно
на стороне гаранта.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.
Одной из важнейших
задач Центрального банка России
в условиях двухуровневой банковской
системы является организация процессов
управления операциями банков на макроэкономическом
уровне, координация деятельности банков
и прочих кредитно-финансовых институтов
в масштабах всего народного
хозяйства, поддержания стабильности
функционирования банковской и денежной
системы страны. Центральным банком
выбираются цели и приоритеты банковской
деятельности, разрабатываются
Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков. К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков.; - лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; - определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование). К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России. К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.
Для обеспечения
экономических условий
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ; - максимальный размер риска на одного заемщика. При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния. Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований. При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка. До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом. Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании. При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности, представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка. При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором. 5В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день. В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
Контроль и
надзор в банковской практике представляет
собой комплекс мероприятий, направленных
на обеспечение регулярного
Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:- межгосударственный контроль; - государственный контроль; - аудиторский контроль; - учредительский контроль (для паевых и акционерных банков). Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:- внутриведомственный контроль; - межведомственный контроль; - региональный контроль; - вневедомственный контроль. Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами: -Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе; -Министерством финансов России и его региональными учреждениями. Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:
- проверку соответствия
деятельности банковских
Вывод:
Международная коммерческая
практика идет
по несколько иному
пути в отношении банковских
гарантий. По существу
банковская гарантия
представляет собой
соглашение, в соответствии
с которым банк-гарант
берет на себя
обязательство выплатить
определенную денежную
сумму бенефициару (кредитору
по основному контракту),
если должник
по основному
контракту не
выполнит своих
обязательств.
Заключение
Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.
Порядок создания
коммерческого банка
Правовое регулирование
деятельности коммерческих банков находится
в становлении, поэтому государству
необходимо более активно вести
свою деятельность по развитию сети коммерческих
банков и разработке нормативных
основ для их деятельности. Для Центрального
банка России как регулятора деятельности
коммерческих банков принципиальной установкой
должен стать приоритет национальных,
а не коммерческих целей, которые иногда
прослеживаются в его деятельности. Центральный
банк России не должен непосредственно
участвовать в кредитовании предприятий.
Острейшим вопросом остается совершенствование
структуры коммерческих банков. Деятельность
банков и их конечные результаты нельзя
отрывать от производства, которое катастрофически
упало. Некоторые банки допускают серьезные
нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие
инфляционные процессы. За это, а также
за отклонение от принципов кредитования
материального производства надо отзывать
лицензии на совершение банковских операций
и переводить такие банки в разряд дочерних
банков или филиалов. Здесь важна позиция
Центрального банка России. Большую роль
в создании в нашей стране современной
банковской системы может и должно сыграть
творческое осмысление и использование
богатого зарубежного опыта в данной сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации" 2010г.
2. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от 2.12.91 г.
3. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2.12.91 г.
4. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.91 г.
5. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.
6. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика. Москва, 1995 г. №5.
7. Инструкция
Центрального банка России №1
"О порядке регулирования
8. 9. Методические
указания "О создании и деятельности
коммерческих банков на
10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции",Издательство "Эхо"1994г.
11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов, 1993 г.
12. Черкасов В.Е.
"Банковский анализ в