Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение

1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.

1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов).

1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения.

1.3 Государственная политика перераспределения доходов.

2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ

3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ

Заключение

Список использованных источников.

Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая new.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

         Заработная плата в общей структуре доходов населения составляет всего лишь 40%. И как экономическая категория все менее выполняет свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она фактически превратилась в вариант социального пособия. Чтобы заработная плата выполняла свою стимулирующую функцию, должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности. 
 

       1.2 Причины неравенства  доходов и методы  его измерения.

                Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы,

       Существует множество явлений, влияющих на уровень доходов. Например: 1) в различиях в способностях. Все люди имеют разные интеллектуальные и физические способности. Врожденные таланты дают возможности некоторым индивидам внести свой вклад в совокупный продукт - вклад, который приносит очень высокие доходы, другие же оказываются в гораздо менее благоприятных условиях. 2) Возможность получения образования (люди существенно отличаются друг от друга по уровню получения образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать доход.) 3) Дискриминация по признакам пола, расы, возраста(мужчинам не приходится вступать в конкуренцию с женщинами в «мужских» профессиях (плотники, пилоты), а это приводит к искусственному ограничению предложения по сравнению со спросом, в результате чего заработная плата и доходы повышаются.) 4) Профессиональные вкусы и риск. Например, увеличения своих доходов путем «совместительства», то есть, работая в двух местах. Кроме того, люди отличаются друг от друга способностью на предпринимательский риск. 5)Здоровье/Физические возможности, трудолюбие человека также влияют на распределение доходов. 6)Наследуемое богатство дает его обладателям хорошие стартовые возможности, преимущество перед   другими людьми.

7)Рыночная или политическая власть. Некоторые люди в силу состояния в профсоюзе или обладания   монопольной властью либо по другим причинам имеют возможность увеличить свои доходы,  используя рыночную власть. Это также способствует неравенству. 8) И, наконец, нельзя исключать также влияние удачи, везения, связей.[10]

     С другой стороны, доходы сами оказываются  фактором многих социальных явлений, в частности, влияющих на занятость, профессионально-трудовую карьеру, качества жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Они также являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальнозначимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда су шествует обратная зависимость.

  Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так называемые кривые Лоренца и индексы Джинни.

  Кривые  Лоренца — это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

     Если  мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).

     

     Кривая  Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100%» всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE).Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.

     Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится менее 12—13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям. .[3, с.297-302]

     Индекс  Джини показывает, какую долю площадь  между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. При этом индекс Джини, равный 0%, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный 100%, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». Поскольку в реальной жизни не существует им абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27 - 0,33. Коэффициент Джини в Республике Беларусь на протяжении последнего десятилетия не превышает 0,3%.

     Более простым способом определения неравенства  доходах населения является определение соотношения доходах между высокодоходными и низкодоходными  слоями населения, например между «верхней» и «нижними» квинтильными группами населения или домохозяйствами.[1, с. 212-214]

     В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз). Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5,7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.

     Высокие темпы роста доходов белорусских  граждан в 2000-е годы позволили  минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%. (Приложение 1)

1.3 Государственная  политика перераспределения  доходов.

     Перераспределение доходов  правительство  осуществляет прямым  и косвенным способами, включающими:

     - трансфертные платежи, то есть  пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

     - регулирование цен на социально  важную продукцию;

     - индексацию фиксированных доходов   и  трансфертных  платежей  при определенном законом проценте  инфляции;

     - обязательный минимум зарплаты как базы  оплаты  труда  на  всех  предприятиях;

     - прогрессивное  налогообложение,  при  котором  налоговая   ставка увеличивается по мере  роста размеров номинального  дохода.  

     Реализация социальной политики  требует больших расходов. Средства, необходимые для реализации, государство аккумулирует через налоговую систему. Система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

    Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества — за счет обеспечения адресной социальной защиты.

     На  первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности, улучшение медицинского обслуживания граждан, обеспечение эффективной занятости. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

     Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

     Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. Чертой абсолютной бедности в Белоруссии считается бюджет прожиточного минимума или денежный эквивалент стоимости корзины товаров, который позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать минимальные непродовольственные товары и услуги. На 2010 год малообеспеченные — те, у кого зарплата плюс льготы в натуральном выражении и чистый доход с личного подсобного хозяйства ниже суммы 250 тыс. 70 бел. рублей в среднем на душу населения в месяц (6,1 % по всей Белоруссии). Для количественной оценки бедности в целом используются показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

     Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

     Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы в %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47, все услуги—23.

     Социальная  защита обеспечивает гражданам доход  либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни, поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.

     Основополагающим  документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 г. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Данная Конвенция определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах. .[1, с. 221-230]

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование