Разработка и принятие
управленческих решений
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ:
- Понятие
- Цель
- Классификация
- Требования
- Стадии
- Факторы
- Стили
Определение:
- Решение – это выбор варианта из множества имеющихся альтернатив.
- Управленческое решение – это промежуточный и конечный продукт управленческого труда в каждой функции управления, отражающий в своём содержании специфические черты каждой функции.
- Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью
Цель:
обеспечение движения к
поставленным перед
организацией задачам
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам
- По масштабу воздействия:
- Общие решения затрагивают систему в целом
- Узкоспециализированные решения касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы
Программируемые (повторяющиеся) решения
построены на базе
установленной политики правил и порядков;
- Случайные
решения обычно принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем
По времени осуществления:
- Операционные решения принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов
- Стратегические решения принимаются в связи с возника-ющими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономически-ми переменами, как состояние эконо-мики, конкуренция, переговоры с профсоюзами
- По содержанию: экономические, политические, технические, социальные, организационные, экологические, информационные.
- По форме подготовки:
- Единоличные решения принимает руководитель предприятия
- Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа
- Коллективные решения
Требования к решениям
- Эффективность
- Экономичность
- Своевременность
- Обоснованность
- Осуществимость
Процесс принятия управленческого решения
Стадия 1. Признание необходимости
решения:
- Восприятие и признание проблемы
- Интерпретация и формулирование проблемы;
- Определение критериев успешного решения проблемы
Стадия 2. Выработка решения:
- Разработка вариантов решения;
- Оценка вариантов;
- Выбор варианта решения
Стадия 3. Выполнение решения:
- Организация выполнения решения;
- Анализ и контроль выполнения решения;
- Обратная связь и корректировка
Методы принятия решений
- Индивидуальные;
- Коллективные
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решений (ситуация определённости / неопределённости, риск)
- Время
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
Факторы, влияющие на процесс
принятия решений
- Презентацию подготовили по материалам сети Интернет слушатели курсов «Менеджмент в образовании»
- Краснопольская М.В., Прокуратова О.Л.
15