Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:49, реферат
Рождение социологии как науки связано с исследованием западных обществ. Социология была связана с исследованием европейцев и североамериканцев, живущих в урбанизированных и модернизированных обществах. Понятия социологии рождались на исследовании Запада. Ведущие категории социологии - во многом западные категории мышления. Тем не менее долгое время они представлялись в качестве универсальных.
Социология и антропология |
Гр. ЭКб-112
Студентки:
Раевской
Е.В
Рождение социологии как науки связано с исследованием западных обществ. Социология была связана с исследованием европейцев и североамериканцев, живущих в урбанизированных и модернизированных обществах. Понятия социологии рождались на исследовании Запада. Ведущие категории социологии - во многом западные категории мышления. Тем не менее долгое время они представлялись в качестве универсальных.
Истоки современной антропологии и отделение ее от социологии связаны с колониализмом. Антропология изучала людей, живущих в обществах традиционных, племенных. Люди Запада изучали не запад. Категории познания, выработанные на Западе, подвергались переосмыслению. Антропологическое знание способствовало и способствует переосмыслению тех категорий и понятий социологии, которые выработаны на материале западных обществ.
Постепенно социальная (культурная) антропология делает предметом своего внимания больше индустриальные и постиндустриальные общества.
Интерес антропологии к индустриальным обществам вызревал постепенно. В XIX в. Э.Тайлор в своих работах уделял большое внимание анализу "пережитков" детских игр, языковых идиом. Еще в 1911 г. Ф.Боас писал о значимости антропологических исследований для понимания больших городских обществ. Нельзя не упомянуть имя Р.Редфилда, исследователя крестьянских культур. Более всего он известен изучением крестьянских обществ. Но он же стоял у истоков того, что сегодня называют антропологией города. Его работы - свидетельство переориентации антропологии на исследование больших городских обществ. Сейчас и антропология, и социология активно заняты архаическими верованиями в современном мире.
После Второй мировой войны эта тенденция усилилась. Этот процесс сближения антропологии и социологии не проходил и не проходит безболезненно. Опыт обращения методов, выработанных западной наукой, на западные же феномены оказался весьма чувствительным. Знаменитый французский социолог П.Бурдье, у которого был опыт антропологических исследований, так писал об этом процессе: "Факт постановки традиционных этнологических вопросов по поводу нашего общества и разрушения традиционных границ между этнологией и социологией был уже политическим актом.
Один индийский антрополог
применил к исследованию датской
деревни методы, посредством которых
европейские антропологи
Несмотря на указанные
подводные камни, происходит движение
социологии и антропологии навстречу
друг другу. О взаимообогащении социологии
и антропологии писал известный
американский лингвист и антрополог
Э.Сепир. Он полагал, что антропология
может содействовать развитию социологических
методов в следующих
1.Социолог может надеяться
на помощь социальной
2.Антропология традиционно
имела дело с различными
3.Антропология ярко
4.Антропология показала,
что функциональные
5.Антропологические
6.Антропология исследовала процесс переноса социальных шаблонов (форм) с одних общностей на другие.
7.Антропология выявила роль ритмического выражения как детерминанты социальных параллелиумов и симметрий.
8.Антропология активно
занималась ролью символики в
жизни обществ. В частности,
она исследовала роль
Следует обратить внимание на взаимодействие антропологии и социологии не только в области проблем, но и в области методов. Большая часть качественных методов в современной социологии считаются новыми, давно использовались в полевых антропологических исследованиях. В этой области всегда была исключительно высока роль наблюдения. Сегодня включенное наблюдение - довольно распространенный социологический метод. То же относится и к социологическому интервью как методу сбора данных. В настоящее время в социологии сочетаются количественные и качественные методы, макро- и микроисследования. Качественные методы в социологии (case-studies, биографический метод, нарративный анализ) восходят к антропологическим методам.
Итак, в определенный момент антропология, сохраняя уникальность в исследовании "доисторических" обществ, неписьменных языков, этнографических описаниях племенных сообществ, обратилась к исследованию обществ "развитых". У нее появился общий с социологией предмет. И социология, и антропология изучают различные типы общностей - от племени до общностей в современных мегаполисах. Они занимаются и повседневностью, и "высшими" проявлениями культуры, и непривилегированными, и элитами.
Антропология никогда
не отрывалась и не отрывается от человека.
Она "берет" его вместе с жизненным
миром, с конкретными формами
существования. В классической полевой
антропологии так происходит потому,
что ничего, помимо этих конкретных
форм, не существовало. В антропологии
больших, городских индустриальных
и постиндустриальных обществ этот
принцип сохраняется. Антропологи
всегда изучали общности на локальном
уровне. Отсюда излюбленный объект
исследования: изолированное племя,
деревня. Постепенно взгляд антропологов,
натренированный на исследовании людей,
живущих в наблюдаемых
Сегодня порою трудно решить,
социологический или
Антропология стала
Именно в результате взаимодействия
социологических и
Антропологические подходы в социологии позволяют уйти от представлений о человеке как бестелесном субъекте, равном честному сознанию. Именно такой взгляд на человека - основа привычной социологической анкеты. Современная теория проявляет большой интерес к телесности человека, определяемой социальностью. Знаменитые социологи - немец Н.Элиас, француз П.Бурдье - активно занимались этой проблемой.
Предмет социальной антропологии - не структуры и механизмы, которые вне всякой субъективности и телесности упорядочивают социальные отношения, нор стратегия действий индивидов и социальных групп. В социальной антропологии опыт не сводится к дискуссии, к объединяющей теории, к речевым практикам. Имеет место интерпретация социальных связей через поведенческие отношения, анализ функциональных отношений в наблюдаемых общностях. Теми же проблемами сегодня занимается и социология. И социология и антропология изучают, каким образом происходит складывание "правил игры", в соответствии с которыми действуют люди.
У социологии и антропологии - общее поле проблем: как конструируется социальная связь, которая объединяет людей в общность или общество, какие используются средства ориентации в обществе и мире в целом, каковы культурные формы и социальные практики в различных обществах, как отдельный человек воспроизводит и производит определенный тип социальности.