Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:40, реферат
По общему правилу выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т. е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, организация отражает в учете выручку от реализации товаров, несмотря на то что оплата от покупателя еще не поступила (дебиторская задолженность покупателя).
Согласно п. 5 ПБУ 9/99 выручка от реализации товаров в розничной торговле признается доходом от обычных видов деятельности (при выполнении условий, предусмотренных п. 12 ПБУ 9/99).
По общему правилу выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т. е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, организация отражает в учете выручку от реализации товаров, несмотря на то что оплата от покупателя еще не поступила (дебиторская задолженность покупателя). В отношении розничной торговли необходимо отметить следующую особенность: момент передачи товара покупателю практически всегда совпадает с моментом его оплаты, так как именно факт оплаты товара покупателем свидетельствует о заключении с продавцом договора купли-продажи товара в розницу.
Как уже отмечалось, цель любой коммерческой организации — получение прибыли. А получить эту прибыль в торговле можно, только реализуя товары покупателям.
Порядок учета реализации товаров в розничной торговле зависит от того, по каким ценам учитываются товары: по покупным или по продажным.
Если товары учитываются по покупным ценам при организации учета по количественно-стоимостной схеме, то валовая прибыль от их реализации выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» в результате записей по отражению в учете реализации и списанию реализованных товаров. То есть в данном случае схема такая же, как в оптовой торговле.
Если же товары учитываются по продажным ценам, то валовая прибыль от их реализации товаров определяется расчетным путем. Основные способы такого расчета:
по общему товарообороту;
по ассортименту товарооборота;
по среднему проценту;
по ассортименту остатка товаров.
Рассмотрим каждый из возможных способов.
Обратите внимание! Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»:
«1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
Это требование в полной мере распространяется и на организации розничной торговли, т. е. расчеты с покупателями за товары розничный продавец осуществляет непосредственно с применением ККТ.
В учете операции по реализации товаров отражаются следующим образом:
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит |
|
50 | 90-1 | Получена выручка от реализации товаров |
90-3 | 68 | Начислен НДС с реализации |
90-2 | 41-2 | Списана себестоимость реализованных товаров |
Списание товаров на реализацию производится одним из возможных методов, перечисленных в п. 16 ПБУ 5/01, а именно:
• методом ФИФО;
• по средней стоимости;
• по стоимости единицы (является самым точным методом, но
применяется очень редко в связи со сложностью определения покупной стоимости конкретной единицы товара).
Напомним, что выбранный метод организация розничной торговли закрепляет в учетной политике.
В результате на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи товаров в организации розничной торговли, ведущей учет товаров по ценам приобретения.
Как видим, приведенный алгоритм полностью совпадает с определением финансового результата в оптовой торговле. На первый взгляд, все просто.
Но самую большую сложность в рознице представляет то, что продавец не имеет в наличии документально подтвержденных данных о том, какой товар реализован и в каком количестве.
Для того чтобы воспользоваться каким-либо из перечисленных методов, необходимо иметь такую информацию.
В оптовой торговле этот вопрос решается просто: покупателю выписывается расходная накладная на товар, в которой указывается наименование товара и его количество.
В розничной торговле же такой документ покупателю не выписывается, а выдается только контрольно-кассовый чек, свидетельствующий о том, что покупатель рассчитался за приобретенный товар.
Напоминаем, что современные организации розничной торговли используют систему штрих кодов, в которых содержится вся необходимая информация о продаваемом товаре. При такой системе автоматизации контрольно-кассовая техника подключается к базе данных бухгалтерской программы, используемой организацией.
При поступлении товара в магазин розничной торговли ему присваивается внутренний код, где собирается вся информация о товаре: указываются производитель товара, его наименование, покупная цена, количество, ставка НДС и т. п. Эта информация вносится в базу данных. Покупатель, взяв товар в торговом зале, предъявляет его кассиру, который при помощи сканера передает всю информацию о реализованном товаре также в базу данных. При этом на контрольно-кассовом чеке содержится вся необходимая информация о продаже этого товара по розничной цене. В результате компьютерным способом в организации формируется вся необходимая информация о покупной стоимости реализованного товара. Метод прост и удобен, но такую возможность имеет не каждая торговая организация.
В небольших организациях розничной торговли для получения необходимой информации о проданном товаре применяются следующие способы:
каждая продажа фиксируется в специальном журнале;
сохраняются все копии товарных чеков;
на каждый товар, находящийся в зале, крепится специальный ярлык, который при продаже товара открепляется и сдается в бухгалтерию.
Если организовать учет реализованных товаров не представляется возможным, то организации розничной торговли используют метод, предложенный в п. 4.3.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 г. № 1 -794/32-5:
«Если в торговой организации применяется стоимостная схема учета товаров, то стоимость реализованных товаров по покупным ценам (Р) рассчитывается по формуле:
Р = ОН + П - ОК,
где Он — остаток товаров на начало периода; П — поступление товаров за отчетный период; Ок — остаток товаров на конец периода.
П - Поступление товаров за отчетный период определяют в сумме дебетового оборота счета 41 на основании приходных документов.
Он и Ок - Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывают:
1) на основе описи материально ответственных лиц об остатках
товаров в натуральных показателях;
2) бухгалтер проставляет в описи цены на каждое наименование товаров, исходя из применяемого в организации способа
оценки товаров».
3) Производит таксировку и подводит итог.
То есть на конец отчетного периода организация должна провести инвентаризацию товаров, и, соответственно, списание себестоимости проданных товаров отразится в учете только после подведения итогов инвентаризации. Заметим, что данный метод очень трудоемок и, конечно, дает неточные результаты, так как инвентаризация не позволяет выявить товарные потери.
Покажем каждый из возможных методов списания на примерах.
Пример Магазин «Стройматериалы» торгует в розницу строительными материалами. Учетной политикой организации предусмотрено, что учет товаров ведется по покупным ценам. В мае магазин приобрел несколько партий обоев (количество обоев в рулоне — Юм), относящихся к одной товарной группе, в количестве:
Наименование показателя | Количество единиц | Цена за единицу, руб. | Сумма, руб. |
Остаток на начало периода | 30 | 45 | 1350 |
Поступило за отчетный период, всего | 150 |
| 7920 |
в том числе: |
|
|
|
1-я партия— 15 мая | 100 | 52 | 5200 |
2-я партия — 20 мая | 20 | 64 | 1280 |
3-я партия — 25 мая | 30 | 48 | 1440 |
По данным инвентаризации, проведенной 30 мая, в магазине в наличии имеется 13 рулонов обоев из этой товарной группы, что свидетельствует о реализации 167 рулонов обоев. Порядок списания себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете следующий.
Метод ФИФО
Определим стоимость реализованных обоев:
45 руб. х 30 рулонов + 52 руб. х 100 рулонов + 64 руб. х 20 рулонов + 48 руб. х 17 рулонов = 8646 руб.
Остаток: 48 руб. х 13 рулонов = 624 руб.
Метод СВЦ
Определим среднюю стоимость обоев:
9270 рублей: 180 рулонов = 51,50 руб.
51,50 руб. х 167 рулонов = 8600,50 руб.
Остаток: 51,50 руб. х 13 рулонов = 669,50 руб.
Обратите внимание! Налоговое законодательство предусматривает аналогичные методы списания покупной стоимости товаров в состав расходов при осуществлении торговых операций (ст. 268 НК РФ). Поэтому, чтобы не возникали расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета, организации розничной торговли целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения метод списания, использующийся в бухгалтерском учете.
Организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам, определяют финансовый результат совершенно другим способом. Так как в учете товар числится по цене, которую платит за его приобретение покупатель, то фактически списание товара на счет 90 «Продажи» производится по продажной цене. То есть выручка, поступившая от покупателей, будет равняться сумме, списанной с кредита счета 41 «Товар», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».
Для определения финансового результата нужно списать не продажную стоимость товара, а разницу между розничной ценой и ценой приобретения, т. е. сторнировать сумму торговой наценки, отраженной по счету 42 «Торговая наценка». Эта разница, представляющая собой валовый доход, в рознице называется реализованным наложением.
После сторнирования суммы торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, на счете 90 «Продажи» образуется кредитовое сальдо, представляющее собой валовый доход от реализации товаров.
В бухгалтерском учете организации, ведущей учет по продажным ценам, операции по реализации товаров отражаются следующими проводками:
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит |
|
50 | 90 | Отражена выручка от реализации товаров |
90-2 | 41-2 | Списана себестоимость товаров по продажным ценам |
90-2 | 42 | СТОРНО! Отражена сумма торговой наценки, относящаяся к реализованным товарам |
90-3 | 68 | Начислена сумма НДС, подлежащего к уплате |
90-2 | 44 | Списаны расходы на продажу |
90-9 | 99 | Определен финансовый результат от продажи товаров |