Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:03, реферат
Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Законодательное государственное регулирование…………………………..5
1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности………………………….13
1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………………15
2. Предпринимательская деятельность………………………………………...20
2.1. Предмет предпринимательского права……………………………………20
2.2. Методы предпринимательского права…………………………………….21
2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
Предмет: Отраслевой и межрегиональный менеджмент
Тема: Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации
2
Выполнил: Проверил:
Студент дневного отделения Преподаватель
3 курса Брянцева М.В.
Специальность: менеджмент
организации
Шуклина Е.Ю.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Законодательное государственное регулирование…………………………..5
1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….
1.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности………………………….13
1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………
2. Предпринимательская деятельность………………………………………...
2.1. Предмет предпринимательского права……………………………………20
2.2. Методы предпринимательского права…………………………………….21
2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………30
Введение
Предпринимательская деятельность, как и любая иная коммерческая деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.
Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.
Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.
На существовании правовых условий государственного регулирования, в качестве одного из главенствующих условий, настаивают известные экономисты институционально-правового направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев и др.
В. Ойкен[1] в своей концепции экономических порядков раскрывает (хотя сам не всегда солидарен с этим) значительную роль государства наряду с другими институтами при установлении форм и методов хозяйствования.
В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.
В то же время при рассмотрении функций государственного регулирования А.Н. Чеканский[2] к первой группе относит функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функции стимулирования и защиты конкуренции.
Ко второй группе относит функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой необходимо вмешательство государства в управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.
Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Глава 1. Законодательное государственное регулирование
1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Субъектом государственного регулирования предпринимательской деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;
Государственное регулирование предпринимательской деятельности преследует следующие цели:
- становление рыночных отношений в сфере предпринимательской деятельности;
- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
- проведение налогообложения;
- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие предпринимательской деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.
В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.
Применение принципов механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.
Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.
Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).
Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.
Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.
Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.
В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.
В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.
Составляющими организационной функции являются также:
- усиление государственного контроля за деятельностью организаций;
- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.
Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов.
В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.
Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.
Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.
Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.
К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.
Государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.
Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.
В США, например, в настоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение, электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.