Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:15, доклад
Для начала хочу привести ведущие страны по добыче нефти(слайд 1). Россия остается лидером мировой нефтедобычи, однако теперь ее первенству угрожает не только Саудовская Аравия, но и в определенной степени США. Таким образом, в ближайшие годы мы способны потерять не только первое место, но и сместиться на третью позицию. При этом в 2012 году было зафиксировано сокращение и доли России на рынке в целом
Для начала хочу привести ведущие страны по добыче нефти(слайд 1). Россия остается лидером мировой нефтедобычи, однако теперь ее первенству угрожает не только Саудовская Аравия, но и в определенной степени США. Таким образом, в ближайшие годы мы способны потерять не только первое место, но и сместиться на третью позицию. При этом в 2012 году было зафиксировано сокращение и доли России на рынке в целом. Об этом свидетельствуют результаты рейтинга стран по уровню добычи нефти по итогам 2012 года, рассчитанного экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основе опубликованных ОПЕК уточненных данных по объемам среднесуточной добычи и предложения нефти. В 2012 году, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, в России было добыто 3795.4 млн баррелей нефти, что позволило нашей стране сохранить лидерство в мировой табели нефтедобычи. При этом уже в текущем 2013 году Россию со второго места может потеснить даже не только вечный конкурент за первенство Саудовская Аравия. Эта страна, хотя и постепенно догоняет Россию по объемам добычи, в 2012 году неожиданно пропустила на вторую позицию США, где производство нефти возросло на 10.9%, составив 3656.3 млн. баррелей за год. Рост добычи в Саудовской Аравии при этом составил 5.3%, в России – только 1.3%. С учетом того, что в нашей стране резервов для качественного ускорения добычи фактически нет, в 2013 году, при сохранении текущих темпов, мы рискуем уступить мировое лидерство на рынке нефти США, а еще через год и Саудовской Аравии.
Экспорт Российской нефти
(2 слайд)В 2008 году из России было экспортировано 240 млн тонн нефти. В 2008 году экспорт нефти (российские ресурсы) из страны сократился на 15,7 млн т (-6,2 % в сравнении с 2007 годом). Уменьшение объемов экспорта является устойчивой тенденцией, сохраняющейся с 2005 года. Она наблюдается практически во всех вертикально интегрированных компаниях. Это и ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», сокращающие добычу сырья, и ОАО «Роснефть», наращивающая производство. Это явление обусловлено экономическими факторами и сопровождается перенаправлением компаниями части экспортных потоков на более высокодоходный внутренний рынок. Тенденция затрагивает практически все виды транспортировки и большинство экспортных маршрутов поставки. К тому же она неминуемо приводит к увеличению профицита трубопроводных мощностей нефтепровода «Дружба» и других магистральных нефтепроводов экспортного направления.
В 2011 году Россия экспортировала 219 млн тонн нефти общей стоимостью $172 млрд. Снижение экспорта нефти вызвано рядом причин, одна из которых — рост внутренней переработки. Объём нефтяного сырья, направленного на переработку в России в 2011 году, вырос на 3,4 % (на 8,4 млн тонн) — до 257 млн тонн.
Большая часть российского экспорта нефти поставляется в дальнее зарубежье. Так, в 2009 году в страны дальнего зарубежья из России было поставлено 212 млн тонн, что составило 86,1 % совокупного экспорта нефти из России за тот год. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, на страны Европы.
В организационной структуре
Эволюция механизма
(слайд 3)
Первый и второй период развития нефтяного рынка
До начала 1970-х гг. рынок был фактически монополизирован крупными вертикально интегрированными компаниями Международного нефтяного картеля (МНК). Восемь транснациональных компаний (“семь сестер”, составлявших ранее Standard Oil, — BP, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Shell, Texaco, а также французская CFP) контролировали около 85—90% рынка на всех этапах производственного процесса. Цены на нефть также устанавливались преимущественно этими компаниями, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%. На этом этапе крупные компании активно использовали трансфертное ценообразование для минимизации налоговых отчислений аналогично тому, как это происходит сейчас в России. Кроме того, устанавливались справочные цены для определения налоговых отчислений в странах, где компании действовали в рамках концессий.
До 1947 г. цена нефти сиф (CIF — cost, insurance, freight) в любом месте земного шара определялась на основе цены фоб (FOB — free on board) в Мексиканском заливе плюс стоимость доставки, которая включала фрахт танкера, залив-слив нефти, страховку, таможенную очистку и т.д. При этом не имело никакого значения, где фактически добывалась нефть.
В 1947 г. система расчета цен
Первый и второй этапы развития нефтяного рынка были самыми стабильными, с 1947 г. по 1971 г. номинальная цена WTI выросла с 1,87 долл. до 3,56 за баррель (см. рисунок 1), а реальная (дефлированная по американскому ИПЦ) колебалась около 10 долл. за баррель в ценах 1999 г. Во многом именно эта стабильность способствовала экономическому росту в США и Западной Европе, который, в свою очередь, сопровождался ежегодным 7%-ным ростом спроса на нефть.
Третий период развития нефтяного рынка
В сентябре 1960 г. была создана международная
Организация стран-экспортеров
Действия ОПЕК зачастую приводили к существенному дисбалансу спроса. Так, нефтяное эмбарго в 1973 г. и иранская революция 1979 г. привели к дефициту нефти, а увеличение добычи нефти Саудовской Аравией в 1986 г. — к избыточному предложению. Соответственно резко возросла волатильность цен на нефть: они вырастали с 4 до 10 долл. за баррель в 1973 г., с 16 до 40 долл. в 1979—1980 гг. и падали с 30 до 13 долл. в 1985—1986 гг. Шокирующие скачки цен привели к сокращению ежегодных темпов роста спроса с 7% (до 1973 г.) до примерно 1% (после 1973 г.). Существенно изменилась сама структура торговли нефтью — продолжилось сокращение операций на основе долгосрочных контрактов по отпускным ценам, цены начали устанавливаться на базе краткосрочных и спот-контрактов. При этом их доля в общем объеме торгов выросла с 5—8% в начале 70-х годов до 40—50% в середине 80-х.
Четвертый период развития нефтяного рынка
Четвертый этап принципиально отличается от первых трех тем, что монопольное ценообразование уступило место рыночному. На этом этапе ОПЕК больше не устанавливает цены непосредственно, как это было в 70-х
годах, однако по-прежнему является важнейшим игроком на мировом рынке нефти. Позиции картеля обеспечены качественными и количественными показателями его ресурсной базы. Так, на долю ОПЕК приходится около 78% мировых запасов и 42% добычи сырой нефти. Кроме того, себестоимость добычи одного барреля нефти в странах Персидского залива составляет всего 0,5—2 долл. (на Северном море — около 10—12 долл.; в России до девальвации рубля — 7—8 долл., после — 3—5 долл.).
Во многом изменение принципов
ценообразования обусловлено
Факторы, влияющие на цену нефти
Вообще, самые существенные факторы, влияющие на мировые цены,– это спрос на нефть и ее предложение. А также все, что их определяет, в том числе геополитическая ситуация, темпы роста мировой экономики, погодные условия.
В 2004 цены на нефть резко рванули вверх после неожиданного скачка потребления со стороны Китая и Индии. В настоящее время крупнейшие потребители нефти в мире – США и Китай. Но темпы прироста потребления снизились: Китай сокращает закупки, а в Соединенных Штатах появились признаки замедления темпов развития экономики, создающие риск падения спроса.
Важно также принимать во внимание валютный фактор: при падении курса доллара падает реальная стоимость нефти, а инвесторы, стремясь защитить свои капиталы от валютного риска, вкладывают средства в нефтяной рынок. Кстати, этот фактор вышел на первый план только во второй половине 2007 года, когда курс доллара США начал падать.
Немаловажно влияние на нефтяные котировки макроэкономической ситуации. К примеру, в последние годы рынок часто реагировал на сбои поставок из Нигерии, связанные с действиями национальной боевой группировки. В 2007 году основной проблемой рынка нефти была ядерная программа Ирана, на который неоднократно накладывались экономические санкции в связи с разработкой ядерной программы.
Фактор сезонности в большей степени определяет спрос на производные нефти, которые, в свою очередь, влияют на котировки углеводородного сырья. Цена на нефть в начале следующего года в значительной степени будет зависеть от того, мягкой или суровой выдастся зима.
Известно, что летом (с конца мая до сентября) в Европе и США начинается автомобильный сезон. Повышение спроса на бензин ведет к удорожанию нефти и нефтепродуктов. Другой пример: сезон ураганов в Атлантическом океане (его пик приходится на август-сентябрь) постоянно угрожает нефтяной инфраструктуре Мексиканского залива и нефтеперерабатывающим заводам на побережье США – что не остается без внимания инвесторов.
Влияние на рынок нефти может оказать ОПЕК. В последние годы картель использует только один механизм влияния на цены, а именно, собственные производственные квоты. Рост квот вызывает спад цен и наоборот. Этот фактор очень значимый для рынка, поскольку картель остается основным хранителем углеводородного сырья: запасы стран-участниц превышают ¾ мировых запасов, и их доля в общей добыче будет постоянно расти (ожидается, что к 2030 году она превысит 50%). Со стороны стран, не входящих в картель, прирост добычи будет обеспечиваться Россией, Бразилией, Канадой и странами бывшего СНГ.
Немаловажна также позиция тех стран, которые не входят в организацию стран-нефтеэкспортеров, в том числе России и государств Каспийского региона.
Важно помнить, что, несмотря на то, что
мы привыкли говорить о ценах на
нефть и о спросе на нефть, потребителям
нужны продукты переработки, и недостаток
перерабатывающих мощностей в мире
также оказывает значительное влияние
на цены. Эту проблему хорошо осознает
ОПЕК, страны-участницы которой уже
подключились к строительству НПЗ(
В последние годы важной частью ценообразования
на мировом рынке нефти стала поли
Зависимость цены на нефть на внутреннем рынке России от конъюнктуры международного рынка нефти и нефтепродуктов наблюдается только в долгосрочном периоде на уровне тренда. В краткосрочном периоде возможны ситуации, когда цена на нефть в мире растет, а в России падает, и наоборот.
Связано это с тем, что при
формировании цен на нефть для
поставок на внутренний рынок участники
торгов анализируют конъюнктуру
экспортных рынков нефти и нефтепродуктов,
а также ее возможные изменения
в краткосрочном периоде. Это
объясняется спецификой торговых операций
при продаже нефти внутри России:
крупные нефтяные компании определяют
цену на нефть в течение торгового
периода, располагающегося, как правило,
в интервале между 15-м и 25-м
числом каждого месяца. В этот период
устанавливается цена на поставки сырья
в следующем месяце. Например, цена
на нефть, установленная 20 ноября, определяет
ценовую конъюнктуру