Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа
Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования. Далее мы попробуем разобраться, что из себя представляет цена, и рассмотрим несколько способов ценообразования.
Введение............................................................................................................. 2
Понятие цены..................................................................................................... 3
Функции цены.................................................................................................... 9
Виды цен............................................................................................................. 13
Ценовая политика предприятия....................................................................... 22
Цена и этапы ценообразования. Методы формирования цены...................... 23
Ценовая стратегия предприятия....................................................................... 26
Заключение......................................................................................................... 27
Список используемой литературы................................................................... 28
Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.
Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.
Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.
Балансирующая
функция цены выступает основным
фактором регулирования предложения
товаров. По каждому товару цена свидетельствует
о необходимости либо сокращения его выпуска
(если спрос снизился), либо увеличения
производства (если спрос имеется). Уровень
цен предлагаемых товаров предопределяет
уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее
растет на рынке предложение товаров.
При неудовлетворительных ценах или тенденции
к их снижению приходится переориентировать
ресурсы, изменять технологии, менять
объемы выпуска и продаж товаров. Естественное
взаимодействие спроса и предложения,
обеспечение их равновесия на основе цен
реально лишь на свободном рынке.
Стимулирующая функция цены характеризуется
ее взаимодействием на производство и
потребление разных товаров. Цена стимулирует
производителя через уровень заключенной
в ней прибыли. В результате цены способствуют
или препятствуют росту выпуска и потребления
товаров.
Посредством цен можно реально стимулировать
научно-технический прогресс, обеспечивать
экономию затрат, улучшать качество продукции,
изменять структуру производства и потребления.
Стимулирование обеспечивается путем
варьирования уровнем прибыли в цене,
надбавками, скидками с цены.
Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.
С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.
Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком - его закономерностями, условиями и особенностями.
Виды цен.
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.
1. Виды цен
в зависимости от сфер торговли
На цены накладывает отпечаток вид торговли
товарами и услугами, посредством которого
реализуются товары, масштабы торговых
операция и характер реализуемого товара.
По этим признакам цены делятся на оптовые,
розничные, закупочные и тарифы.
Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.
Обычно по оптовым
ценам предприятия-
Розничными
принято называть цены, по которым
товары продаются в так называемой
розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи
индивидуальным покупателям, при относительно
небольшом объеме каждой продажи. По розничным
ценам обычно реализуются товары народного
потребления населению и в меньшей мере
- предприятиям, организациям, предпринимателям.
Посредством торговли по розничным ценам
чаще всего обслуживаются конечные потребители,
домашние хозяйства, граждане.
Розничная цена обычно выше оптовой на
величину торговой надбавки, за счет которой
компенсируются издержки обращения в
розничной торговле и создается прибыль
организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные цены - это цены государственных
закупок продукции у предприятий, организаций,
населения. В российской экономической
практике были и в определенной степени
продолжают быть распространенными государственные
закупки сельскохозяйственной продукции
у ее производителей по закупочным ценам
для продовольственного снабжения городского
населения, районов Крайнего Севера, армии
и создания государственных резервов.
Однако в принципе термин "закупочные
цены" можно трактовать гораздо более
широко, применительно ко всем видам государственных
закупок. Определенной спецификой обладают
цены на услуги, представляющие виды деятельности,
при которых не создается продукт в его
материально-вещественной форме, но изменяется
качество имеющегося продукта. Чаще всего
производство услуги совпадает с началом
ее потребления. Специфичность услуг как
вида деятельности накладывает отпечаток
на формирование ценна услуги, именуемых
тарифами (расценками). При установлении
тарифов на услуги учитывается не только
объем работ, но и временной фактор, существенную
роль играет качество. Типичными примерами
тарифов являются уровень оплаты коммунальных
и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование
радио и телевидением.
2. Виды цен, различающиеся степенью и способами
регулирования
По степени и способу регулирования цены
разделяются на группы:
- жесткофиксированные (назначаемые);
Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. Не следует думать, что государственные цены назначались произвольным образом. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.