Цены в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, курс лекций

Описание

В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями основаны на товарно-денежных отношениях.
Курс ценообразования включает в себя два основных элемента – систему цен и механизм ценообразования.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)


Продолжение таблицы 1.2

Особенность продукта

Однороден, часто стандартизирован

Дифференцирован, но входит в группу заменителей

Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным

Уникален, нет близких заменителей

Условия вхождения в отрасль, на рынок

Препятствия отсутствуют

Относительно легкие

Затруднены

Блокированы

Характер ценообразования

Свободное, конкурентное

Конкурентное с приоритетом монополизма в пределах дифференцированного фирменного продукта

Монополизированное, но обусловлено взаимной зависимостью немногих конкурентов

Монополизированное

Контроль цены предприятием

Не контролируется, соглашается с рыночной ценой

Контролируется в весьма ограниченных пределах

Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор

Контролируется монополистом

Неценовая конкуренция*

Отсутствует

Играет значительную роль

Является типичной

Является главной, имеет различные формы

* Соперничество за счет качества товара, применения передовых технологий, использования торговых марок и т.д.

 

Таким образом, в условиях рынка чистой конкуренции ни один покупатель и ни один продавец не оказывает влияния на уровень рыночных цен. На таком рынке продавцы не тратят много времени и усилий на разработку стратегии маркетинга. Деятельность по разработке товара, политике цен, стимулирования сбыта и других мероприятий минимальна.

В случае монополистической конкуренции продавцы стремятся выделиться посредством цены и проведением разнообразных мероприятий по стимулированию сбыта, присвоению товарам марочных названий.

При олигополистическом рынке продавцы чутко реагируют на стратегию и действия конкурентов. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что можно добиться долговременного результата за счет снижения цены (конкуренты последуют его примеру, либо предложат покупателям больший объем услуг). Если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо терять клиентов.

При чистой монополии цена назначается монополистом. Она обычно учитывает расходы и предполагает получение хороших доходов. Цена может назначаться очень высокой для всемерного сокращения потребления. Однако монополисты не всегда запрашивают максимальную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление благодаря невысоким ценам проникнуть быстрее на всю глубину рынка.

Таким образом, за исключением случаев работы на рынке чистой конкуренции фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления цены на свои товары.

3. Государство.

Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность законодательных, административных, финансовых мероприятий, направленных на стабилизацию и развитие экономики в целом.

Методы государственного регулирования цен можно подразделить на прямые и косвенные.

С помощью прямые методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровни цен.

К прямым методам относятся:

- замораживание цен (запрет на изменение цен, фиксация их на определенном уровне) для восстановления ценовых пропорций, подавления инфляции;

- установление фиксированных цен (решение о введении этих цен принимается соответствующими органами государственной власти). Такие цены применяются в основном при заключении государственных контрактов. Предприятия и организации, реализующие данную продукцию (это может быть нефть, газ, уголь, электроэнергия, коммунальные услуги и т.д.), обязаны применять цены, не превышающие установленные государством фиксированные цены;

- установление предельных цен или коэффициентов (максимального или минимального уровня цен, пределов возможного роста цены за определенный период времени);

- установление предельного норматива рентабельности (прибыль в составе цены не может превышать установленную норму, размер которой может дифференцироваться по отраслям и видам продукции);

- декларирование цен (органы исполнительной власти могут ввести декларирование оптовых или отпускных цен на отдельные виды продукции). При этом предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования принимают решение о регистрации, либо отказывают в ней, либо требуют обоснованного изменения цены;

- установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученный от реализации товара по завышенным ценам.

Таким образом, прямые методы государственного регулирования цен сдерживают их рост.

С помощью косвенных методов государство регулирует поведение рыночных субъектов, но не диктует порядок и способы определения цены и ее уровня.

Косвенные методы государственного воздействия на цены включают:

- регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы);

- регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);

- разработка системы мер по расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование);

- стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;

- эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточном количестве на внутреннем рынке;

- создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка.

Таким образом, косвенное вмешательство в ценообразование направлено на расширение товарного предложения на рынке, увеличение доходов населения и товаропроизводителей.

Отдельным элементом государственного воздействия на цены и ценообразование является регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов.

В данном случае меры государственного воздействия имеют запретительный характер, т.е. вводится ряд запретов:

- на горизонтальное фиксирование цен (соглашение нескольких конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне);

- на вертикальное фиксирование цен (навязывание производителями своих цен поставщикам и торговым посредникам);

- на демпинг (реализация товаров по искусственно заниженным ценам – равным или ниже себестоимости);

- на недобросовестную конкуренцию (распространение ложных сведений, способных причинять убытки другому хозяйствующему субъекту, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, цены товара и др.);

- на ценовую дискриминацию (реализация одного и того же товара разным группам покупателей по разным ценам).

 

4. Участники каналов товародвижения.

Производитель товара пользуется услугами поставщиков, которые имеют своих поставщиков. То есть на величину цены товара, попавшего конечному потребителю, оказывают влияние поставщики сырья, производители товара, предприятия оптовой и розничной торговли.

 

Следует отметить, что внутренними факторами ценообразования фирма может и должна управлять, тогда как внешние ценообразующие факторы управлению практически не подлежат, за исключением потребителей. При формировании цены на продукцию фирма должна учитывать предпочтения потребителей. Кроме того, создаваемая фирмой продукция может иметь цену только потому, что она является ценной в глазах потребителя. Вопросы учета ценности продукции рассматриваются в теме 2.

14

 



Информация о работе Цены в рыночной экономике