Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:01, контрольная работа
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.
Нормальное развитие рыночной экономики невозможно без рыночных цен, которые выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и рынок.
Необходимость государственного регулирования цен объясняется их огромной экономической и социальной значимостью.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Функции цен………………………………………………………………….. 5
2.Виды цен……………………………………………………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 30
Справочные цены - это цены, публикуемые в различных изданиях (газетах, журналах, прейскурантах, фирменных каталогах, специальных бюллетенях).
Биржевые
котировки представляют собой цены
специально организованного постоянно
действующего рынка массовых, качественно
однородных, взаимозаменяемых товаров.
Они применяются при продаже
сельскохозяйственного
Цены товарных аукционов - это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате соотношения между спросом и предложением. Применяются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
Цены
торгов - это цены особой формы специализированной
торговли, которая основана на выдаче
заказов на поставку товаров или получении
подрядов на производство определенных
работ по заранее объявленным в специальном
документе (тендере) условиям. Цены торгов
опосредуют особую форму торговли, когда
несколько конкурентов предлагают заказчику
свои проекты по выполнению определенных
работ, из которых он впоследствии выбирает
самый эффективный.
Расчетные цены - это цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
Планово-учетные цены применяются только в плановых и проектных расчетах, статистическом учете и анализе. Среди этих цен выделяют следующие виды: цены плановых расчетов, цены статистического учета и цены проектных расчетов.
Цены плановых расчетов подразделяются на следующие разновидности: текущие цены; средние цены; сопоставимые (неизменные) цены; прогнозные цены.
Цены
статистического учета
Реализация товаров и услуг осуществляется по текущим или действующим ценам, именно эти цены лежат в основе хозяйственных взаимоотношений предприятий и отраслей, производителей и потребителей. В текущих ценах определяются результаты финансовой деятельности предприятий: на их основе исчисляются такие показатели, как объем реализованной продукции, затраты на производство, прибыль и др., составляется финансовый план, в частности баланс доходов и расходов.
Сопоставимые (неизменные) цены используются для измерения динамики физических объемов производства и реализации товаров и услуг, производительности труда, а также других стоимостных показателей за ряд лет. Это означает, что продукцию разных лет исчисляют в ценах какого-либо базисного года, абстрагируясь от изменений цен в отдельные годы рассматриваемого периода.
Цены
статистического учета
В отечественной практике на макроуровне для оценки совокупного общественного продукта и продукции отраслей использовались «цены производителя» и «цены потребления». Процесс формирования цены потребления отражался в балансе народного хозяйства, в частности в сводном материальном балансе (балансе производства, потребления и накопления общественного продукта). Валовая продукция сначала отражалась в ценах производителя, затем к ним добавлялись торгово-транспортная наценка (представляющая собой валовую продукцию отраслей сферы обращения) и налоги - таким образом формировалась цена потребления.
В
практике составления системы
- факторные цены;
- рыночные цены.
Факторные
цены используются в межотраслевом
балансе. Они включают оплату труда,
прибыль и потребление
Рыночные цены - это цены производителей, основные цены и цены покупателей. Применение той или иной цены определяется по фактическому использованию при осуществлении соответствующих операций. Рыночная цена производителя - это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.
Рыночная цена покупателя - цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.
Основная рыночная цена - это цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики.
Цены
проектных расчетов используются на
предпроизводственной стадии и отражают
ожидаемый или необходимый
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, отражают внешнеэкономические связи с другими государствами. Значительное воздействие на уровень этих цен оказывают цены мировых товарных рынков.
Внешнеторговые цены применяются при экспорте и импорте товаров и услуг. Они базируются на мировой интернациональной стоимости, отражают региональные и общемировые условия воспроизводства. К ним относятся контрактные цены и текущие мировые цены.
Внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары отражают взаимосвязь национальной экономики с внешним рынком, национальных предприятий с зарубежными партнерами. Они строятся, как правило, с учетом уровня цен внутреннего рынка и различий в качестве экспортно-импортных и аналогичных отечественных товаров. К этим ценам относятся: оптовые цены на экспортируемые товары, наценки за экспортное исполнение, цены и коэффициенты на импортируемые товары.
Внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары также дифференцированы в зависимости от стадии ценообразования, территории действия и порядка оплаты транспортных расходов. Каждый из видов цен несет определенную экономическую нагрузку.
Заключение
Установление цены – один из важных элементов экономики предприятия, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.
Цены
находятся в тесной зависимости
со всеми составляющими
С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения. Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетно-измерительная функция цены часто вступает в противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров. На практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.
Необходимо
также отметить, что поскольку
цена обслуживает оборот по реализации
и/или приобретению товаров, то соответственно
в цене в одинаковой мере должны
быть учтены интересы и производителя,
и потребителя продукции, что, в свою
очередь, зависит от того, где, когда и
при каких условиях совершается сделка
(покупка-реализация). Для стоимостной
оценки результатов сделки и затрат используются
различные виды цен. И отечественный, и
мировой опыт показывает, что используется
множество видов цен, связанных с особенностями
приобретаемых (сырье, полуфабрикаты,
комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых
товаров.
Список литературы
1.Арутюнова Г.Н. Механизм ценообразования в рыночной экономике, Москва, МАДИ, 2009 г.
2.Баздникин А.С., Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2010. — 332 с.
3.Лукин В.Б. Ценообразование: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2008. - 183 с.
4. Шуляк П.Н. – Ценообразование. Учебно-практическое пособие, М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009.- 196 с.