Государственное регулирование цен в Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:15, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в изучении особенностей и методов государственного регулирования цен в Греции.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотреть понятие и виды государственного регулирования цен;
Изучить государственное регулирование цен в Греции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и виды государственного регулирования цен……………………...4
Государственное регулирование цен в Греции……………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат гос рег цен в Греции.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях – в  периоды ускорения инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки  экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с  динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию (как, например во Франции). Как только на рынке создаются  условия для конкуренции, государственное  регулирование цен, зачастую, отменяется. 

  1. Государственное регулирование цен в Греции

Греция имеет смешанную  экономику — капиталистическую  с большой долей производства, находящегося в собственности государства. Правительство планирует приватизировать  некоторые ведущие государственные  предприятия.

Туризм — ведущая отрасль  экономики, дающая основную часть доходов  страны в иностранной валюте. Около 4% от всего объема производства приходится на помощь со стороны Европейского Содружества. За последние несколько  лет, экономика Греции заметно стабилизировалась  за счет того, что правительство  ужесточило экономические меры с  целью подведения Греции к введению единой валюты. В частности, Греция сократила дефицит бюджета до 2% и ужесточила денежную политику, в результате чего инфляция опустилась ниже 2,6% — самый низкий показатель за последние 26 лет. Дальнейшая реструктуризация экономики и сокращение безработицы — основные задачи сегодняшней Греции.

Основные отрасли промышленности: туризм, пищеперерабатывающая промышленность, табачная, текстильная, химическая, производство изделий из металла, горнодобывающая  отрасль, нефтеперерабатывающая. Агропромышленные продукты: пшеница, кукуруза, ячмень, сахарная свекла, оливки, помидоры, вино, табак, картофель, мясной скот, молочные продукты.

Греческое правительство  объявило о введении чрезвычайных мер  для того, что бы сгладить тяжелые  последствия перехода экономики  страны с динаров на евро. Экономика  Греции в последнее время испытывает сильнейшие встряски. Призыв греческих  организаций защиты потребителей бойкотировать  некоторые виды услуг в знак протеста против роста цен после введения евро нашел широкий отклик среди  жителей страны. Результаты бойкота  впечатляют. В период всенародного негодования продажи продуктов  питания упали на 70 процентов, а  общий объем розничной торговли на 85 процентов.

Тем не менее, цены остались на прежнем уровне. В связи с  тем, что защитники прав потребителей решили продолжить национальный бойкот, министр финансов Греции Никос Христодоулакис заявил о том, что правительство  решило защититься от жадных розничных  компании раз и навсегда.

Он выступил со специальным  обращением, к розничным торговцам, призвав их, образумится, и остановить рост цен. Помимо кнута для не слишком  этичных бизнесменов греческие  власти не забывают и о прянике  для потребителей. Ради улучшения  благосостояния населения правительство  пообещало снизить налоги для  бедных семей и малого бизнеса.

Стоить отметить, что переход  на евро вызвал рост потребительских  цен во всех странах Еврозоны. Причина  этого вынужденное округление цен  и естественно, что в большинстве  случаев округление было сделано  в пользу продавцов. В среднем  стоимость потребительской корзины  в Евросоюзе выросла на 4-5 процентов. Однако ни в одной стране это не спровоцировало такого заоблачного  взлета цен как в Греции. Так, согласно обзору министерства развития цены на свежие овощи и фрукты после перехода на евро выросли на 95 процентов. В общем, стоимость основных товаров и услуг повысилась более чем на 10 процентов.

Рост цен начал негативно  сказывается и на макроэкономических показателях Греции, так инфляция в стране составила рекордные 3,6 процента. Это самая высокая инфляция во всей зоне евро. Что бы хоть как-то оправдать свои действия, греческие торговые компании, не упускающие возможность сорвать большой куш, заявили о том, что рост цен якобы вызван нехваткой наличных евро в стране. Греческий национальный банк немедленно опроверг это, в свою очередь, обвинив торговцев в банальной жадности.

По данным, опубликованным отделом печати греческого посольства в Российской Федерации, экономика  Греции в докризисный период существенно  отличалась от нынешней. Хозяйственный  рост в 2000-е года был довольно значительным, что позволило стране соответствовать т.н. «Маастрихтским стандартам» и вступить в Европейский Союз. К тому же, показатель роста греческой экономики с 1994 проявил ускорение на 3.2% в год и превышал среднюю норму, достигнутую ЕС. В 2000 ВВП увеличил показатели на 4.1% оставаясь, таким образом, выше среднего показателя ЕС. Уровень инфляции так же был невелик и составлял 3.2% в 2000 и 3.4% в 2001 годах, рост промышленного производства также был существенным. Проведение летней Олимпиады в Афинах в 2004 году способствовало притоку инвестиций в греческую экономику, что в конечном итоге вывело страну в лидеры экономического роста среди стран-участниц Евросоюза.

«Экономические успехи Греции минувших лет можно назвать почти выдающимися. Среднегодовой рост ВВП страны с 1996 по 2007 год составлял 3,9%. Последние четыре года национальное хозяйство Греции росло вдвое быстрее экономик других «старых членов ЕС». Удачным оказался и первый квартал 2008 года, когда ВВП продемонстрировал увеличение на 3,6% в годовом выражении. Однако уже в первые месяцы этого года произошло 1% сокращение иностранных инвестиций, а ввоз зарубежных товаров в Грецию уменьшился на 4,6%. В этих «странных признаках» никто не разглядел симптомы надвигающихся проблем»1. С начала года потери фондового рынка Греции составили порядка 70%. По этому показателю страна оказалась в одном ряду с Россией, Индией и Китаем, опережая Францию, Великобританию и США. Уже к осени продажи многих товаров просели на 10-15%. Избыток капиталов, поддерживавших за счет доступных кредитов рост покупок населением, сменился дефицитом у банков платежных средств. Международные морские и океанские перевозки сократились. Склады стран «третьего мира» – индустриальной периферии планеты стали заваленными товарами, для которых не было покупателей.

К началу 2010 года Греции грозил широкомасштабный экономический и  политический кризис. Так, по сообщению  информационного агентства «РИА-новости» «совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро, причем только в 2009 году страна одолжила около 80 миллиардов евро, или 30% ВВП. Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 12,7% ВВП» 2. Правительство объявило о мерах по снижению расходов и повышению собираемости налогов, однако ведущие профсоюзы страны не согласились с этими мерами и предупредили о массовых забастовках в феврале.

Развитие кризиса привело  к тому, что канцлер Германии Ангела Меркель в марте 2010 года пригрозила Греции исключением из Еврозоны. По ее словам, «страны, входящие в европейский  валютный альянс, должны соответствовать  ряду макроэкономических показателей, зафиксированных в Маастрихтских  критериях. В противном случае сотрудничество невозможно»3.

С целью противодействия  кризису руководством Греции были разработаны  программы по борьбе с кризисом. Так, уже в январе греческм правительством была начата разработка программы приватизации с целью собрать в 2010 году до 2,5 миллиарда евро. телефонной монополиях. Кроме того, государству принадлежит  национальная газовая компания DEPA и  оператор газотранспортной системы DESFA. Наконец, правительство владеет  грузовыми портами страны и игорной  монополией OPAP, а также недвижимостью.

«Планируется, что контрольный пакет государства (более 51%) останется лишь в некоторых компаниях, наиболее важных с точки зрения безопасности, инфраструктуры и предоставления услуг населению. В остальных случаях пакет государства будет снижен до блокирующего (34%) или ниже»4.

Также, несмотря на некоторые  недавние противоречия с Германией, Еврозона в апреле была готова предоставить кредит размером 30 млрд. евро для обеспечения финансовой стабильности и оказанию поддержки Греции. «В мае 2010 года размер помощи был увеличен до 120 млрд. Это стало возможным после того, как Греция согласилась с проектом сокращения государственных расходов на 24 млрд. евро, включая заморозку роста заработной платы бюджетников на три года»5. Целью правительства является сократить бюджетный дефицит в текущем году с 12,7% ВВП до 8,7% ВВП. Долг страны будет продолжать расти до 2012 года - так, в текущем году запланированы заимствования в размере 54 миллиардов евро.

В целом, проводимые государством меры по борьбе с кризисом привели  к положительным результатам. Так, опять же по соощению РИА Новости  дефицит текущего платежного баланса  Греции снизился в январе-июле текущего года на 32,6% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года. Этот показатель составил за первые семь месяцев 2010 года 14,47 миллиарда евро против 21,47 миллиарда  евро в январе-июле 2009 года.

Также в сообщении приводятся данные о состоянии бюджета страны. Так, в январе-июле текущего года доходы повысились до 27,9 миллиарда евро с 26,8 миллиарда евро по итогам первых семи месяцев 2009 года, а расходы в рассматриваемый  период снизились с 42,7 миллиарда  до 37,9 миллиарда евро.

«Бюджетный дефицит на конец 2009 года составил 13,7% ВВП, что поставило Грецию на грань дефолта по внешнему долгу. Выйти из этого положения Афинам удалось в мае, когда страны еврозоны и МВФ обещали стране 110-миллиардный кредит в обмен на жесткие реформы»6.

Как показывают данные ЦБ Греции, страна укладывается в цели текущего бюджетного года, однако стабилизация происходит главным образом благодаря  сокращению расходов. В то же время, правительству пока не удалось повысить доходы, несмотря на резкое повышение потребительских налогов и другие фискальные меры.

Что касается государственного регулирования в области ценообразования, то в Греции оно осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэкономической политики или в отдельных отраслях экономики.

В настоящее время цены примерно на 20% наименований потребительских  товаров и услуг регулируются государственными органами.

Правовой основой регулирования  цен в Греции является Указ Президента, утвержденный в 1989 г. и представляющий собой Кодекс рыночного регулирования. Согласно положениям этого Кодекса  все подлежащие ценовому регулированию  товары и услуги подразделяются на две группы.

  1. Первую группу составляют товары и услуги, входящие в компетенцию правительства и других государственных и частногосударственных организаций. К числу этих товаров и услуг относятся сельхозпродукты массового производства (пшеница, табак, изюм), тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и некоторые другие услуги. Решение вопросов об изменении цен на указанные товары и услуги возложено на межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики. В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые другие министры – труда, здравоохранения и т.д. Рассмотрение вопросов изменения цен комитетом осуществляется по представлению различных министерств и государственных компаний или по инициативе самого комитета или правительства.
  2. Во вторую группу входят остальные товары и услуги. Регулирование цен на них осуществляет министр торговли. В то же время предусмотрена возможность передачи им своих исполнительных функций (целиком или частично) местным органам власти, которые тем не менее играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли.

Товары и услуги второй группы подразделяются на 3 категории:

  • существенные недостаточные, по которым устанавливается верхний предел цен или максимальная прибыль (в процентном или абсолютном выражении) отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). В эту категорию прежде всего входят основные продукты питания, на 10 из которых устанавливается верхняя граница цены (два вида сыров, четыре вида хлеба, мука одного сорта и сахар, на который устанавливается оптовая цена). К этой же категории относятся безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные продукты, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизтопливо, сжи­женный газ, услуги такси и др. – всего 121 позиция;
  • существенные достаточные, в состав которых входят следующие товары и услуги: моющие средства, некоторые виды сырья и полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и развлекательных заведений, пунктов химчистки и др. (всего 86 видов товаров и услуг). Цены на них подвержены менее строгой регламентации и контролируются только с целью предотвратить получение торговой сверхприбыли. При этом вопрос извлечения сверхприбыли решается в каждом случае индивидуально.
  • несущественные, которые не считаются товарами первой необходимости. Цены на них формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Информация о работе Государственное регулирование цен в Греции