Государственное регулирования ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 17:30, реферат

Описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….1
2. Государственное регулирование цен……………………………...2
3. Методы регулирования цен государством………………………..7
3.1 Прямые методы…………………………………………….8
3.2 Косвенные методы…………………………………………10
4. Заключение…………………………………………………………..12
5. Список литературы………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 33.69 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………….1
  2. Государственное регулирование цен……………………………...2
  3. Методы регулирования цен государством………………………..7
    1. Прямые методы…………………………………………….8
    2. Косвенные методы…………………………………………10
  4. Заключение…………………………………………………………..12
  5. Список литературы………………………………………………….13
 

Введение

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической  системы к изменяющимся условиям.

Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования  денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность  для экономики. 

     Цены  являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

     Цены  тесно связаны с такими экономическими категориями, как финансы, кредит, налоги, себестоимость, прибыль, зарплата и другие, а также с законами стоимости, спроса и предложения.

     Вмешательство в экстремальные экономические  ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством  рынка; поддержка отдельных субъектов  экономики; наконец, сбор налогов; необходимых  для нормального функционирования современного общества, –это далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. 
 
 
 

      
  1.          Государственная политика цен

Одной из важных составляющих управления экономикой является ценообразование, без умелого  регулирования которого нельзя добиться как тактических, так и стратегических целей. Государственное регулирование  цен имеет своей главной целью  защиту экономики, а также населения  от стихийных проявлений экономических  законов рыночной экономики.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении  государства находятся основы ценовой  политики. На основании этого положения  органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой  политики и законодательства РФ о ценообразовании.

Государственная политика цен — это действия органов  государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования  цен в народном хозяйстве, сфере  услуг и контроля за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и методов достижения поставленных государством задач в  области формирования и установления цен.

Чтобы осуществлять государственную политику цен, необходимо проводить анализ практики формирования и действия цен, их регулирования, контролировать соблюдение государственной  дисциплины цен, своевременно предвидеть и вводить меры по ограничению  негативных последствий монополистической  деятельности, опираясь при этом на антимонопольное законодательство.

Государственная ценовая политика является частью общей  экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений  имеет особо важное значение. Она  содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

В структуре  органов исполнительной власти предусматриваются  органы, формирующие и реализующие  политику цен. На федеральном уровне — это Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы. На федеральном уровне в составе  Министерства экономического развития и торговли РФ функционируют специализированные структуры, занимающиеся вопросами  ценообразования — департамент  цен и государственных закупок, а также департамент тарифного  регулирования и мер защиты внутреннего  рынка.

Будучи  центральным органом федеральной  исполнительной власти департамент  цен и государственных закупок  осуществляет не только государственное  регулирование, но и межотраслевую  координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной  политики цен; совершенствование механизма  ценообразования с целью повышения  действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройки  в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов  ценообразования в отраслях народного  хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов Российской Федерации  вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов  Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой  политики — управления или комитеты по ценовой политике.

Органы  ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую  работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных  рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают  на своей территории за счет средств  местного бюджета фиксирование и  регулирование цен на отдельные  социально значимые товары, изготовляемые  и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные  направления государственной ценовой  политики в России на текущий период и ближайшую перспективу определяются Правительством РФ, при этом упор делается на свободное рыночное ценообразование  и создание условий для развития конкуренции на товарных рынках России. Последнее являете условием повышения  эффективности рыночной экономики

На основе законодательных и нормативных  документов, определяющих правовое обеспечение  регулирования цен, Правительство  Российской Федерации принимает  решения о введении государственного регулирования на отдельные виды продукции, услуг, осуществляет координацию  деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию  цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке  подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Регулирование цен может применяться на продукцию, услуги, производимые государственными организациями или другими юридическими лицами, имущество которых или  большая часть уставного капитала находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации  или муниципальной собственности. Под государственным воздействием находится продукция оборонного значения.

В настоящее  время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном  уровне сохраняется регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном  транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно  государством.

Основным  направлением государственной ценовой  политики последних лет было экономическое  регулирование цен и тарифов  в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны  конкурентов естественных монополий  завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов  производства, нужно государственное  регулирование цен.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в  том числе и ценовое, определены соответствующими федеральными законами и правительственными постановлениями.

Политика  регулирования цен в сфере  естественных монополий является важнейшим  условием для поддержания низкого  уровня инфляции в промышленности и  создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности  отечественной продукции путем  снижения затрат на ее производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное  регулирование цен и тарифов  осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относится  электро- и тепло-, энергия, отпускаемые  региональными энергоснабжающими  организациями (тарифы регулируются региональными  энергетическими комиссиями), газ  природный и сжиженный, реализуемый  населению, перевозки пассажиров и  багажа всеми видами общественного  транспорта в городском и пригородном  сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение  и канализация), услуги почтовой и  электрической связи по утвержденному  перечню, торговые надбавки на лекарственные; средства и изделия медицинского назначения. Имеется перечень услуг  транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым  органам исполнительной власти субъектов  Федерации предоставляется право  вводить государственное регулирование  тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными  сроками завоза грузов, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних специальных  и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, перевозки пассажиров и  багажа железнодорожным транспортом  в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии  возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси, и др.

Права органов исполнительной власти в  части регулирования цен в  значительной степени увязаны с  возможностями их бюджетов. При государственном  вмешательстве в уровни цен определяются источники и размеры, а также  сроки возмещения товаропроизводителям или продавцам потерь, связанных  с регулированием цен, если устанавливаемая  цена не обеспечивает устойчивого финансово-экономического положения. С этой целью в соответствующем  бюджете учитывается снижение или  увеличение расходов или доходов  за счет введения или отмены средств  на регулирование цен.

Расширение  прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия  на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.) с  тем, чтобы не допускать их необоснованного  завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности  бюджета.

При возникновении  кризисных ситуаций Правительство  РФ, органы исполнительной власти субъектов  Федерации могут вводить регулирование  цен самостоятельно и оперативно в течение непродолжительного периода  времени, предоставив информацию о  своих действиях для рассмотрения и утверждения в законодательные  органы.

Контроль  за соблюдением порядка применения регулируемых цен. Контроль за ценами — это система мер, направленных на обеспечение исполнения законодательства в области ценообразования Российской Федерации и ее субъектов в  сфере ценообразования и государственного регулирования цен, выявление правонарушений с целью их пресечения и виновных лиц с целью недопущения противоправных действий.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной  власти, осуществляющие этот контроль.

К органам  контроля цен относятся: на федеральном  уровне — Министерство экономического развития и торговли РФ, на уровне субъектов  РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий  и государственной налоговой  службы, государственные торговые инспекции  и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка  применения цен и тарифов.

Информация о работе Государственное регулирования ценообразования