Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:21, контрольная работа
Цена — это денежное выражение стоимости товара. В ее основе лежит закон стоимости, действующий в условиях рыночного товарного производства. Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Это объясняется тем, что существует единый процесс формирования затрат на производство; все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; имеет место тесная взаимосвязь все элементов рынка.
1Введение…………………………………………………………………………...2
Классификация цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения…………………………………………………………………………3
Экспортные и импортные цены и особенности их формирования……………9
Задача 1…………………………………………………………………………...18
Задача 2…………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы…………………………………………...22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Классификация цен в зависимости
от обслуживаемой сферы товарного
обращения………………………………………………………
Экспортные и импортные цены и особенности их формирования……………9
Задача 1………………………………………………………………………….
Задача 2………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Цена — это денежное выражение стоимости товара. В ее основе лежит закон стоимости, действующий в условиях рыночного товарного производства. Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Это объясняется тем, что существует единый процесс формирования затрат на производство; все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; имеет место тесная взаимосвязь все элементов рынка.
Цена должна обеспечить производителю возмещение затрат с определенной прибылью, а потребителю – экономическую выгоду от пользования данным товаром.
Цена является важным составляющим функционирования рыночного механизма. Цены классифицируются по различным признакам. Каждый вид цены имеет определенный состав элементов (составляющих цены) и структуру (отношение отдельных элементов к общему уровню цены).
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
Еще одним не менее важным классификационным признаком являются цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Внешнеторговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Эти цены обладают специфическими чертами - они отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых условиями производства и реализации мирового хозяйства.
1. Классификация цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения
В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены
на сельскохозяйственную
- цены и тарифы
грузового и пассажирского
- розничные цены;
- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению.
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности.
В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида:
- оптовые цены предприятия (отпускные цены);
- оптовые цены промышленности.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям или организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им выжить в условиях рынка. Размер прибыли, необходимый для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае предприятие разоряется и гибнет.
Нормативы прибыли, рентабельности «сверху» устанавливаются только для продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.
Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремится максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль. Однако конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).
На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.
Оптовые цены промышленности - это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой (отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цепа услуги по снабжению и сбыту, и как любая цена, она должна компенсировать издержки этих организаций (снабженческо-сбытовых или оптовых) и обеспечивать им прибыль.
Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевою товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом, цены различаются по стадиям товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
1) предприятие - оптовая торговля;
2) оптовая торговля - розничная торговля;
3) розничная торговля - потребители.
Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
2) прейскурантная
цена - усредненная сметная стоимость
единицы конечной продукции
3) договорная цена,
устанавливаемая по
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительными организациями по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, по и расширенного воспроизводства. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов).
Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Розничная цена образуется
из следующих экономических
Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными в их абсолютных значениях, например в рублях. В отличие от состава цены структура цены - это соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес отдельных элементов в цене товара. Так, если цену взять w 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, прибыль - 20% и т.д.
Разновидностью розничной цены является аукционная цена, т.е. цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
Кроме продажной цены имеется еще цена потребления или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации — расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя складываются из двух частей - рыночной цены товара и цены потребления, состоящей из затрат, связанных с потреблением товара. Цена потребления, как правило, намного выше продажной цены. Так продажная цена, например, транспорта, в общих расходах по эксплуатации за весь срок службы составляет 20%, а бытового холодильника 10%.
В условиях рынка важную роль в формировании цены играет полезность товара. Покупатель всегда стремится получить максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. стремится израсходовать деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффективностью.
Различают общую и предельную полезность приобретения. Предельная полезность товара или услуги - это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида товара или услуги.
Общая полезность - это сумма предельных полезностей (или полезность всех имеющихся в наличии товаров и услуг).
С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми располагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая - увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным.
Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартирная плата, плата за телефон и.т.д. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот - это цены, которые отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых условиями производства и реализации мирового хозяйства.
Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
Мировая цена есть денежное
выражение мировой
Мировые цены находятся
под значительным влиянием государства,
которое проводит регулирование
внешнеэкономической
Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.
Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах и в тарифах на услуги, например, гостиниц для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах
2. Экспортные
и импортные цены и