Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:34, реферат
Либерализация цен предъявила всем участникам экономического процесса довольно жесткие требования для проверки их жизнеспособности.
При этом реформаторы полагали, что либерализация цен, привнеся в механизм ценообразования фактор спроса и предложения, позволит ценам выйти на экономически оправданный уровень, обеспечит рациональное соотношение между ними. Естественно, что применение таких цен на практике должно было оказать благотворное влияние на экономику, способствовать формированию в ней эффективных рыночных отношений, функционирующих в условиях действенной конкурентной среды.
Либерализация цен в России
В 1992 г. Указом Президента РФ было предоставлено
право устанавли-вать цены самим предприятиям
и фирмам на основе взаимного соглашения
ме-жду продавцами и покупателями, закрепленного
в контрактном договоре. Цен-трализованное
планирование и регулирование цен стало
постепенно заменяться свободным рыночным
ценообразованием .
Либерализация цен рассматривалась в
качестве основного средства пре-образования
экономики, перевода ее на рыночные отношения.
Объяснялось это не только и не столько
тем, что цены занимают исключительно
важное место в экономическом механизме,
сколько тем обстоятельством, что Правительство
РФ, приступая к реформированию экономики
страны, по существу, не имело развернутой
программы действий. Поэтому поначалу
основное внимание было сосредоточено
на наиболее легко осуществимом и в то
же время на наиболее результативном направлении
- на либерализации цен. Что же касается
вопросов структурной перестройки производства,
приватизации государственной собст-венности,
демонополизации производства, финансовой
поддержки определен-ных сфер экономики
и других достаточно важных для формирования
среды во-просов, то считалось, что они
будут решаться в основном естественным
путем, в результате функционирования
свободных цен. В сущности это означало,
что предприятия сами должны приспосабливаться
к новым условиям хозяйствова-ния, иногда
даже путем изменения профиля своей деятельности.
Те из них, ко-торые оказывались неспособными
выжить в такой ситуации, должны были стать
банкротами.
Таким образом, либерализация цен предъявила
всем участникам эконо-мического процесса
довольно жесткие требования для проверки
их жизнеспо-собности.
При этом реформаторы полагали, что либерализация
цен, привнеся в ме-ханизм ценообразования
фактор спроса и предложения, позволит
ценам выйти на экономически оправданный
уровень, обеспечит рациональное соотношение
между ними. Естественно, что применение
таких цен на практике должно было оказать
благотворное влияние на экономику, способствовать
формированию в ней эффективных рыночных
отношений, функционирующих в условиях
дейст-венной конкурентной среды.
Однако экономическая стабилизация, которую
Правительство РФ обеща-ло обеспечить
уже к осени 1992 г., не наступила и в 1998 г.
Структурная пере-стройка производства
идет вяло. Объемы выпуска продукции, как
отмечалось выше, по-прежнему падают, причем
во всех отраслях. Капитальные вложения
в народное хозяйство постоянно снижаются,
что создает весьма тревожную об-становку
.
Сократились расходы на накопление и у
населения, и у государства. Доля накапливаемых
ресурсов для будущего развития снижается
в виде сокращения капитальных вложений,
а поскольку износ основных фондов резко
увеличился, общество стало проедать ранее
накопленное национальное богатство.
Масшта-бы выбытия основных производственных
мощностей значительно превышают ввод
в действие новых основных средств. В этих
условиях макродинамика про-мышленного
производства стала определять рыночную
конъюнктуру на микро-уровне. Вероятность
покупки того или иного товара стала все
в большей степе-ни зависеть не от наличия
платежных средств у покупателей, а от
их возможно-стей увеличить свои капиталовложения
в падающее производство и таким об-разом
изменить рыночную ситуацию. Возможности
и желания (интереса) уве-личивать свои
капиталовложения в производство у товаропроизводителей
с ка-ждым днем становится все меньше и
меньше. Снижение эффективности инве-стиций
приобрело устойчивый характер и за последние
годы значительно уси-лилось. В итоге ввод
новых мощностей в промышленности снизился
во много раз. Инвестиционные вложения
не эффективны ни в государственном, ни
в ча-стном секторах экономики. Высокая
инфляция обесценивает все накопления
и ликвидирует экономическую заинтересованность
предпринимателей вклады-вать получаемую
прибыль в строительство новых предприятий
.
Серьезным тормозом для развития производства
является инфляция, вы-сокие процентные
ставки и высокие налоги, в настоящее время
к ним добави-лась проблема неплатежей,
которая буквально захлестнула всю страну.
Чуть ли не все вдруг стали банкротами.
Причем самым главным банкротом стало
само государство, которое никак не может
рассчитаться по госзаказам с шахтерами,
крестьянами, бюджетниками.
Вполне естественно, что говорить в этих
условиях о российском рынке, рыночных
отношениях и рыночном ценообразовании
далеко не просто.
Поэтому можно сказать, что ситуация с
российским рынком пока более чем странная.
С одной стороны, рынок у нас вроде бы уже
есть: отсутствует централизованное управление
производством и распределением продукции,
существуют рыночные структуры, действуют
рыночные отношения, цены фор-мируются
в децентрализованном порядке. И в то же
время нет никаких основа-ний утверждать,
что именно такой рынок нужен нашей экономике,
что он отве-чает ее внутренним, глубинным
потребностям - потребностям роста и прогрес-са
.
Сложившийся в России рынок не является
надежной опорой производст-ва, не выступает
для него в качестве стимулирующего начала.
Если при анализе данной ситуации исходить
исключительно из общих за-кономерностей
рынка, то необходимо сделать вывод, что
падение производст-ва, а следовательно,
и предложения (в условиях отсутствия
товарного дефици-та) является прямым
свидетельством снижения спроса. А коль
скоро речь в данном случае идет о платежеспособном
спросе, то это означает не что иное, как
уменьшение покупательных возможностей
населения и предприятий .
Возможно, такой вывод кое-кто посчитает
не совсем корректным, по-скольку здесь
не затронут импорт. Однако учет импорта
не только не изменит, но еще более усилит
отрицательный характер сделанного выше
вывода. Дело в том, что в последнее время
поставки по импорту сокращаются, особенно
после введения в действие в марте 1994 г.
новых, более высоких ставок таможенных
пошлин, а также после 17.08.98 г. (девальвация
рубля).
Вполне естественно, что падение платежеспособности
российского насе-ления и предприятий
следует рассматривать как свидетельство
снижения их ре-альных доходов, поскольку
заниматься накоплением денежных средств
в пери-од высокой инфляции нет никакого
смысла. Такая тенденция, несомненно, яв-ляется
чрезвычайно опасной для народного хозяйства,
ибо она не сулит ничего хорошего. Если
коренным образом не изменить ситуацию,
то можно смело ска-зать, что впереди нас
ждут крупные экономические и социальные
потрясения.
Сейчас становится вполне очевидным, что
тот рынок, который привел экономику страны
к такому плачевному состоянию, совершенно
неспособен вывести ее на нормальный путь
развития, вдохнуть в нее живительные
силы. Для этого нужны особые, чрезвычайные
меры, связанные с резким усилением централизованного
воздействия на экономику .
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что либерализация цен не оказала такого
влияния на экономику, как рассчитывали
реформаторы. Следст-вием либерализации
цен явилось зарождение новой системы
цен, адекватной новым рыночным отношениям
в обществе, а борьба с инфляцией стала
цен-тральной проблемой правительственных
органов.
Появление большого количества частных
коммерческих банков привело к увеличению
в денежной массе так называемых "квази-денег":
различного рода банковских чеков, векселей,
ценных бумаг и т.д. Не обеспеченные реальной
по-купательной способностью, они увеличивают
денежную массу и одновременно усиливают
инфляционные тенденции в экономике. Для
реального регулирова-ния денежного обращения
следовало бы более внимательно использовать
опыт, накопленный в условиях функционирования
плановой экономики.
Производство и реализация товаров и услуг
должны находиться под об-щественным контролем.
Общество должно знать, сколько и по каким
ценам продается в стране товаров и услуг.
Сегодня такой информации нет, а имею-щаяся
статистическая информация является далеко
не полной и реальных про-цессов, происходящих
в экономике, не отражает.
Целесообразно также возродить единую
банковскую систему в стране, где и ЦБ,
и коммерческие банки действовали бы как
единое целое в вопросах регулирования
денежного обращения и основной формой
стали бы безналич-ные расчеты. Удельный
вес наличных расчетов целесообразно
снизить до ми-нимума, включая в том числе
и платежи населения.
Следует также отказаться от механизма
либерализации цен и восстано-вить государственное
регулирование цен по тем видам товаров
и услуг, кото-рые играют решающую роль
в формировании общественных издержек
произ-водства и реализации, в формировании
доходов населения, доходов и расходов
частных фирм.
В основу расчетов можно было бы положить
балансовый метод, широко использовавшийся
в плановой экономике и применяемый в
настоящее время в западной экономике
.
Монетаристские рычаги регулирования
денежного обращения и инфля-ционных тенденций
должны носить вспомогательный характер.
Страны СНГ могли бы договориться между
собой о взаимоприемлемом методе регулирова-ния
денежного обращения и ценообразования
во взаимных экономических от-ношениях,
что позволит обеспечить решение данной
проблемы в территори-альном разрезе.