Методы прямого и косвенного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание

Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными изменениями, в буквальном смысле преобразившими социальный, политический и экономический облик нашей страны. Российская экономика неумолимо становится частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее превращения в единую геоэкономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики…………………………………………….………………………….6
1.1. Понятие цены, ее функции………………………………………………….6
1.2. Государственное регулирование в области ценообразования……………9
1.3. Формы и методы воздействия государства на цены…………………...…10
2.Регулирование цен в условиях рыночных отношений…………………15
2.1. Необходимость регулирования экономики и цен государством…...……15
2.2. Методы государственного регулирования ценообразования и
контроля за ценами………………………………………………………………17
3. Стратегии ценообразования и управления ценами………………..……21
Заключение………………………………………..………………………….…24
Список используемой литературы ……………………………………..………27

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая по ценам.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

         Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Финансово-экономический  факультет 

Кафедра таможенного дела 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Обоснование контрактных цен» 

на тему: «Методы прямого и косвенного регулирования цен» 

                                                              
 
 
 
 

                Руководитель работы:

Попов В.В.

«_____»______________2010 г.

                                                Исполнитель: 

                                                                студентка гр. З/о 06 ТД

                                                                               Маркушина Д.А.                       

«_____»______________2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2010 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………….....3 

1. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики…………………………………………….………………………….6  

1.1. Понятие цены, ее функции………………………………………………….6    

1.2. Государственное  регулирование в области ценообразования……………9

1.3. Формы  и методы воздействия государства  на цены…………………...…10 

2.Регулирование цен в условиях рыночных отношений…………………15

2.1. Необходимость регулирования экономики и цен государством…...……15

2.2. Методы  государственного регулирования  ценообразования и 

контроля  за ценами………………………………………………………………17 

3. Стратегии ценообразования и управления ценами………………..……21 

Заключение………………………………………..………………………….…24

Список  используемой литературы ……………………………………..………27 
 

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

        Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными изменениями, в буквальном смысле преобразившими социальный, политический и экономический облик нашей страны. Российская экономика неумолимо становится частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее превращения в единую геоэкономику.

Возникла  необходимость переосмысления пройденного Российской Федерацией - недолгого, но весьма болезненного и извилистого пути, должного понимания новых тенденций, процессов и объективных закономерностей как в мировой, так и в отечественной экономике.

        В результате перехода от административно-командной, государственно-плановой к рыночной экономике отечественная экономическая наука перестала быть простым инструментом обоснования экономической политики государства или одной правящей партии. Она все настойчивее занимает подобающее ей достойное место в системе социальных и гуманитарных наук и взялась за решение принципиально новых задач коренного обновления самого языка, понятийно-категориального аппарата, системы аргументации, методов исследования, методологических принципов, идейного и теоретического арсенала, понимания собственной сущности и значимости.

       Переход на рельсы рыночной экономики существенным образом увеличивает приоритеты, относительную актуальность и значимость одних областей экономических знаний, в то же время отодвигая на задний план или вовсе девальвируя значение других областей. Поэтому естественно, что одними из важнейших проблем, стоящих в центре внимания отечественной экономической науки, стали система и механизмы взаимодействия государства и экономики, политики и предпринимательства. И это вполне объяснимо, если учесть, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков высокоразвитого демократического общества.

        Рыночные принципы предполагают прежде всего приоритет частной собственности перед всеми остальными формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников рыночных отношений. Что касается государственного вмешательства в экономику, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической деятельности,

как это  было при советской экономике, а  реализуется в регулировании  с помощью экономических рычагов. Характеризуя такое положение вещей, видный немецкий экономист В. Репке нашел весьма удачное сравнение: «Государство — это как футбольный судья. Он не играет сам, но он следит за соблюдением правил игры». Мы привыкли жить в системе, когда наше государство является и тренером, и главным игроком, нередко самому себе устанавливающим основные правила игры на экономическом поле.

        Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой, действующая система отношений между экономической системой и государством прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и экономической сферах.

      Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать основы существующего социального порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и экономической системы. Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане во всех индустриально развитых странах государство играло и продолжает играть существенную роль. Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства.

        Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер. В настоящей работе мы рассмотрим аспект государственного регулирования в экономике в области ценообразования, проанализируем опыт зарубежных развитых стран.

      Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

      Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных

совещаниях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики.                                

                    

            1.1. Понятие цены, ее функции

        

      Для понимания необходимости регулирования  экономики в области ценообразования  необходима рассмотреть понятие  цены, как экономической категории  и многообразие ее функций.

      Цена  — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать  в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому  и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции [1].

      Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К. Макконнел и С. Брю , как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д. Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

      Цена  выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоот-дача и т. п. В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой причине, например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой. Есть даже в американских учебниках такая картинка: здание свободного предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность, система ценообразования, конкуренция. Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.  

      Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса. На рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения, так и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.

Информация о работе Методы прямого и косвенного регулирования цен