Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование уровня цен в краткосрочном периоде на примере ОАО «Смесь Бетон».
Задачами работы являются следующие:
- исследование условии деятельности и задач ценообразования предприятия;
- изучение основ формирования ценовых решений;
- формирование цен краткосрочном периоде ОАО «Смесь Бетон».
Введение 3
1. Условия деятельности и задачи ценообразования предприятия 4
2. Методические основы формирования ценовых решений 9
2.1 Базовые факторы ценообразования 9
2.2 Методы расчета цен на продукцию (работы, услуги) 17
3.Обоснование уровня цен в краткосрочном периоде 21
Заключение 26
Список литературы 2
Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.
Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и т.д., которые составляют основу рыночной экономики.
При выборе ценовой стратегии
фирма должна выявить и проанализировать
все факторы, которые могут оказать
влияние на цены. Таких факторов
достаточно много, в большой степени
эти факторы, не контролируемые фирмой.
Основными из этих факторов являются следующие:
1. Спрос на продукцию.
Значительное влияние на цену оказывает
спрос. Чем выше цена товара, тем меньше
предлагаемых по этой цене изделий могут
приобрести покупатели.
Зависимость между ценой и спросом на него описывается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Цен, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно та цена, по которой товар будет продан.
В действительности соотношение
спроса и предложения постоянно
меняется в результате воздействия
на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний
спроса и предложения под воздействием
различных факторов используется понятие
эластичности.
Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.
Для решения задач ценовой
стратегии необходимо тщательно
изучить и проанализировать обширную
информацию, которую можно свести
в шесть блоков.
1. Информация о рынке в целом. Здесь следует
изучит следующие вопросы: каковы сегменты
рынка, где может быть продан товар (поиск
ниши); на какие группы покупателей можно
рассчитывать; каков объем рынка; перспективы
роста продаж; каким образом взаимодействуют
друг с другом отдельные сегменты рынка.
2. Информация о конкурентах на рынке. Только
после того, как выяснилось, что рынок
открыт для товара необходимо получить
следующую информацию: какие конкурирующие
товары продаются; особенности требований
покупателей. Эта проблема особенно сложна
поскольку запросы покупателей весьма
динамичны: каковы возможности изменения
цен; изменяется ли доля рынка отдельных
товаров; объем доли рынка конкурентов;
финансовое положение конкурентов; каковы
предполагаемые действия конкурентов
в случае изменения условий рынка в частности,
внедрение товаров вашего предприятия
на рынок.
3. Информация о ценах. В данном блоке необходимо
получить информацию и проанализировать
следующие данные: каковы цены конкурентных
товаров, какова система цен на донном
рынке; имеется ли товар, занимающий лидирующее
место по цене; какова эластичность спроса
на данном рынке; каковы возможности использования
ценовых инструментов для стимулирования
сбыта и увеличения объема продаж.
4. Информация о правительственной политике.
В этом блоке обращается внимание на следующие
проблемы: оказывает ли правительственная
политика влияние на рынок и в чем оно
выражается; какое воздействие оказывает
правительственная политика на отдельные
фирмы; какие фирмы являются основными
поставщиками для правительственных организаций;
можно ли рассчитывать на правительственные
заказа, финансовую поддержку, твердые
цены.
5. Информация о производственных затратах.
Здесь необходимо оценить внутренние
возможности производства и сопоставить
их с условиями, которые диктует рынок
в частности: возможные объемы производства
и складские запасы фирмы в настоящее
время; уровень затрат при имеющимся уровне
производства; необходимо учесть особенности
структуры затрат, динамику отдельных
статей затрат, их зависимость от внутренних
и внешних факторов; исследовать влияние
на затраты, оказываемое изменением объема
производства. Нужно обратить внимание
на уровень и долю постоянных расходов,
оценить их влияние на цену. Есть ли необходимость
изменить методику расчета себестоимости,
например, перейти на калькулирование
по сокращенным (переменным) затратам.
Оценить насколько имеющаяся информация
о затратах соответствует задачам ценообразования.
2.2. Методы расчета цен на продукцию
(работы, услуги)
Ценообразованием называется процесс установления цены на конкретный товар. Процесс ценообразования начинается с калькуляции цены, представляющей процесс исчисления затрат на производство и реализацию единицы или определенной совокупности единицы продукции, услуг, а также прибыли от их реализации.
Помимо этого расчета реальная цена реализации продукции или услуг зависит не только от ее калькуляции, но и от соотношения между спросом и предложением степени насыщенности рынка видом продукции или услуги, типа рынка.
Предприятию прежде всего
предстоит решить, каких целей
оно стремится достигнуть при
реализации конкретного товара. Чаще
всего с помощью ценовой
Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности и достаточно удовлетворительных других показателях деятельности предприятия. Зарубежные крупные и сверхкрупные корпорации в большинстве случаев довольствуются 8-10% рентабельности акционерного капитала. Это обеспечивает фирме выживание. Обеспечение выживаемости становится основной целью предприятия в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности покупателей.
Расширение доли рынка, на котором предприятие реализует свои товары. Часто это связано со стремлением к лидерству на рынке. Однако и для предприятий, которые не относятся к группе лидирующих, постановка цели «в течение одного года увеличить свою долю на рынке с 8 до 11%» может иметь не малое значение. В соответствии с этим необходимо формировать цену и весь комплекс маркетинговых мер.
Максимизация прибыли, повышения
уровня рентабельности. Совершенно очевидно,
что поставив такую задачу, предприятия
увеличивают доходность, расширяют
воспроизводственные, в том числе
и инвестиционные, возможности предприятия.
Акционерные общества могут увеличить
выплаты дивидендов по акциям. При
этом могут ставить увеличения абсолютной
суммы балансовой прибыли, ее составляющих,
повышение рентабельности предприятия
(отношение прибыли к капиталу)
или рентабельности товарной реализации
(отношение прибыли к
Поддержание и обеспечение
ликвидности (платежеспособности) предприятия.
Это ценовая задача и стратегия
маркетинга в условиях рынка всегда
актуальна, поскольку устойчивая неплатежеспособность
грозит предприятию банкротством. Если
предприятие имеет надежных заказчиков
и проблемы расчетов не возникают, то
руководству все равно
Завоевания лидерства
на рынке и в определении цен
– наиболее престижная задача ценообразования
крупных предприятий и
Выбор политики ценообразования
– это сложный процесс, требующий
учета текущих и перспективных
целей маркетинговой
Зарубежные фирмы постоянно проводят замеры измерений спроса в зависимости от изменений цен, так как этот показатель является главным в осуществляемой политике цен. Различия в подходах к замерам диктуют типом рынка.
Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление предприятие среднего диапазона цен конкурентов на аналогичный товар и их рыночные реакции. Предприятию необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов.
Анализ цен и товаров конкурентов является важным и ответственным этапом в методике установление цен на товары.
Прежде всего на этом этапе
ценообразования производителю
товара необходимо иметь данные не
только о ценах конкурентов, но и
глубокое исследование технико-экономических
характеристик товаров
Кроме того, на данном этапе проводятся исследования реакции фирмы на возможное изменение цен, предпринятое конкурентом. В результате этого исследования предприятие должно быть готово ответить на нижеследующие вопросы.
Помимо решения этих вопросов, предприятие должно провести и более широкий анализ. Ему следует изучить проблемы, связанные с этапом жизненного цикла своего товара, значение этого товара в рамках своей товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара, динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности, открывающиеся перед предприятием.
Предприятие не всегда в состоянии провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен конкурентов. Ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго, а отреагировать на этот шаг требуется, как правило, незамедлительно. Поэтому практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной реакции - предвидеть возможные маневры конкурента и заблаговременно подготовить вариантные меры.
3. ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
В качестве примера предприятия, на котором целесообразно рассмотреть процесс ценообразования в условиях современной российской экономики, выбран достаточно крупный производитель бетонных смесей для дорожно - строительных работ - открытое акционерное общество «СмесьБетон». Производственная деятельность по выпуску основной номенклатуры продукции характеризуется следующими показателями в динамике:
Объемы производства основных видов продукции (Карбонатный бетон, известняк, доломит) в 2003- 2009 годах.
Таблица 3.1.
Объем в натуральных единицах (т.)
№ |
Продукт |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1 кв. 2005 |
1 |
Карбонатный бетон |
239650 |
377945 |
470600 |
497189 |
379695 |
409885 |
167600 |
2 |
Известняк |
300800 |
384800 |
572200 |
601600 |
408800 |
424850 |
157500 |
3 |
Доломит |
11084 |
171991 |
288640 |
295455 |
266655 |
282762 |
100150 |