Правовое регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа

Описание

Закон Республики Беларусь о ценообразовании устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 20.47 Кб (Скачать документ)

     Закон Республики Беларусь о ценообразовании  устанавливает правовые основы государственной  политики в области ценообразования  в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования  и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

     Цена - денежное выражение стоимости единицы  товара. Цены в зависимости от условий  их формирования и применения подразделяются на свободные и регулируемые.

     Свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения  в условиях свободной конкуренции.

     В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Законом, применяются  свободные цены (тарифы).

     Регулируемая  цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая  соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование  ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим  лицом, предпринимателем) с учетом установленных  этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или  предельную величину:

  1. фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
  2. предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

     Регулируемые  цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом.

     Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, формируются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

     В законодательстве используется понятие  учетной цены - это цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском  учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в  белорусских рублях.

     Отпускная цена - цена, устанавливаемая на произведенный  товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала  заказчика, в том числе переработки  сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при  его оптовой продаже. Отпускные  цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнктуры  рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли.

     Розничная цена - цена, устанавливаемая на товары предназначенные для продажи из розничной торговли физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

     В любой рыночной стране государство  тем или иным образом вмешивается  в процесс формирования цен. Государственное  вмешательство в процесс ценообразования  должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия  процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике  и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных  субъектов и секторов экономики.

     Государственное регулирование цен и тарифов  представляет собой один из способов осуществления регулирования и  контроля за ценовой политикой, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности, со стороны органов государственной власти и управления. Под регулированием ценообразования понимается воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

     Государственное регулирование ценообразования  происходит на основе двух форм регулирования:

- прямого  (административного);

- косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики).

     Государственную политику в области ценообразования  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

     Государственными  органами, осуществляющими регулирование  и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются:

- республиканский  орган государственного управления  по вопросам экономики, на который  возложены функции регулирования  и контроля за ценообразованием;

- другие  республиканские органы государственного  управления, на которые возложены  функции регулирования и контроля за ценообразованием;

- областные  и Минский городской исполнительные  и распорядительные органы.

     Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в  соответствии с законодательством  возложены функции регулирования  и контроля за ценообразованием:

- вырабатывает  предложения об основах государственной  политики в области ценообразования  и обеспечивает ее реализацию  в республике;

- определяет  формы и способы государственного  ценового регулирования, порядок  установления и применения цен  (тарифов), а также порядок их  декларирования, осуществляет методическое  руководство ценообразованием, что  обеспечивает единство ценовой  политики на всей территории  Республики Беларусь;

- координирует  работу других республиканских  органов государственного управления, областных и Минского городского  исполнительных и распорядительных  органов по осуществлению регулирования  и контроля за ценообразованием;

- принимает  обязательные для субъектов ценообразования  (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении  или прекращении регулирования  ценообразования в случаях, предусмотренных  законодательством;

- осуществляет  контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов);

- дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценообразования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), систематически нарушающих этот порядок;

- дает  предписания другим республиканским  органам государственного управления, областным и Минскому городскому  исполнительным и распорядительным  органам об отмене или изменении  принятых ими решений по вопросам  регулирования и контроля за ценообразованием, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь о ценообразовании;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательными актами Республики Беларусь.

     Другие  республиканские органы государственного управления Республики Беларусь, на которые  в соответствии с законодательством  возложены функции регулирования  и контроля за ценообразованием, осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики в соответствии с законодательством.

     Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах административно-территориальных единиц обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования.

     Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:

- определение  основ государственной политики  в области ценообразования;

- разграничение  полномочий субъектов ценообразования  по установлению и регулированию  цен (тарифов);

- государственный  контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

     Таким образом, государственное регулирование  цен предполагает введение или отмену ценовых и других лимитов по различным  товарам (лимитов на электрическую  энергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен  и нормативов, налоговых и кредитных  ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.

     Цели  государственного регулирования цен  заключаются в следующем:

- не  допустить инфляционного роста  цен в результате монополизма  производителей;

- способствовать  созданию нормальной конкуренции,  ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной  конкуренции;

- обеспечить  относительный паритет цен во  всех звеньях экономики;

- достигнуть  определенных социальных результатов,  в частности, обеспечить поддержание  прожиточного минимума, возможность  приобретения в достаточном количестве  товаров первой необходимости.

     В Республике Беларусь государственное  регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также  организаций-монополистов, продукции  критического импорта.

     Степень государственного регулирования цен  изменяется в зависимости от состояния  экономики. Оно усиливается в  периоды возрастания инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной  перестройки экономики.

Информация о работе Правовое регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь