Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:08, контрольная работа
Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить реальностей социально-экономического состояния страны, а не руководствоваться пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми.
Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить реальностей социально-экономического состояния страны, а не руководствоваться пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми.
Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.
В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размер прямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.
В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния на уровень цен в стране, как регулятор потребления.
Налог считается
прямым, если источник формируется
непосредственно у
Прямые налоги подразделяются на:
- налоги с
фактического дохода, уплачиваемые
с действительно полученного
дохода в соответствие с
- налоги с
предполагаемого дохода, который
может быть получен от того
или иного объекта
Прямые налоги исторически предшествуют косвенным налогам, ибо они наиболее просты и очевидны, т.е. при их обложении каждый класс точно знает, какую долю расходов государства он несет. Прямые налоги делятся на реальные и личные:
Реальными называются прямые налоги, которыми облагаются отдельные имущественные объекты налогоплательщика. При этом не учитывается фактический доход от имущества, состояние этого имущества, положение субъекта.
Личными налогами называются налоги, объектом обложения которых является не имущество, а учтенный доход или часть дохода налогоплательщика.
Различия между
личными и реальными налогами
сводится к следующему:
1. Реальные налоги не учитывают личное
положение налогоплательщика, уровень
долгов на имущество, фактически приносимый
доход, т.е. лица, владеющие одинаковым
имуществом, платят одинаковый налог.
При обложении личными доходами учитывается
личное положение плательщиков — уровень
дохода и члена семьи, сумма долгов и убытков
и т.д.
2. Реальные налоги
взимаются, как правило, в проп
3. Реальными налогами облагается валовой
доход (нормативный, как правило), который
приносит имущество. При личном налоге
облагается чистый доход, который получает
налогоплательщик.
4. Реальные налоги взимаются по доходу,
исчисленному по внешнему признаку, а
личные — по фактическому доходу.
В основе всех налогов лежит принудительность взимания. Это один из основных признаков налога. Другой признак налога — нет встречного движения стоимости, его неэквивалентность. Третий признак налога — он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируются объект, субъект и ставка налога. [10]
Классическими примерами прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество:
1) Налог на прибыль.
- Налог федеральный.
- Регулируется главой 25 НК РФ. Общая налоговая ставка – 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
2) Налог на
доходы физических лиц (
- Налог федеральный.
- Регулируется главой 23 НК РФ.
- Общая ставка налога установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
3) Налог на имущество предприятий.
- Налог региональный.
- Регулируется
законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О
налоге на имущество
- Ставка не должна превышать 2%.
От реальных налогов личные налоги отличаются тем, что объекты обложения учитываются индивидуально, а не в среднем для каждого плательщика, принимаются во внимание конкретные особенности его имущества, финансового положения, учитывается состав семьи и т.п. В большинстве стран основным видом личного налога остается подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала, налог с наследств и дарений и поимущественный налог.
В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.
Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.).
Они подразделяются
на:
- косвенные
индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы
товаров (акцизы на отдельные группы и
виды высокодоходных товаров);
- косвенные
универсальные налоги, которыми
облагаются все товары, работы
и услуги за исключением
К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины.
Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя.
Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.
Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж.
Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли.
В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.
Виды косвенных налогов представлены в таблице 1:
Таблица 1
Виды косвенных налогов
Акцизы |
Фискальные монопольные налоги |
Таможенные пошлины |
1. Индивидуальные: - на пиво; - на сахар; - на бензин; -и т.д. |
1. На соль; |
1. По происхождению: - экспортные; - импортные; - транзитные; |
Акцизы |
Фискальные монопольные налоги |
Таможенные пошлины |
2. Универсальные (налог с оборота): - однократный; - многократный; |
2. На табак; |
2. По целям: - фискальные; - протекционные; - сверхпротекционные; - антидемпинговые; - преференциальные; |
3. Налог на добавленную стоимость |
3. На спички; |
3. По ставкам: - специфические; - адвалерные; - смешанные. |
4. Налог с продаж |
4. На спирт; | |
5. И т.д. |
Классическими примерами косвенных налогов являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы:
1) Таможенные пошлины - налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
2) Налог на добавленную стоимость (НДС).
Регулируется
главой 21 НК РФ. Является косвенным
налогом.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются
(ст. 143 НК РФ):
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые
Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):
1) реализация товаров
(работ, услуг) на территории
Российской Федерации, в том
числе реализация предметов
Передача права собственности на товары,
результатов выполненных работ, оказание
услуг на безвозмездной основе признается
реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории
Российской Федерации товаров
(выполнение работ, оказание
3) выполнение строительно-
4) ввоз товаров на таможенную
территорию Российской
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (ст. 171 НК РФ).
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг),
приобретаемых для
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пример:
Налогоплательщик приобрел товар по цене 120 рублей (в том числе НДС 20 рублей). Затем товар был реализован по цене 180 рублей, в том числе НДС 30 рублей.
В этом случае, налогоплательщик начисляет НДС в сумме 30 рублей и принимает к вычету НДС в сумме 20 рублей. Сумма НДС 10 рублей подлежит уплате в бюджет по окончании налогового периода.
3) Акцизы
- Налоговой базой для исчисления акциза является стоимость товаров с учетом НДС.
- Налог федеральный.
- Регулируется главой 22 НК РФ.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Как и любое
другое явление, косвенные налоги следует
рассматривать комплексно. Непрямые
налоги устанавливаются в ценах
товаров и их размер не зависит прямо от доходов
плательщика. Только прямо, так как косвенные
налоги включаются в цены товаров, то в
абсолютном размере их платит больше тот,
кто больше потребляет, а больше потребляет
тот, кто имеет более высокие доходы.
В недалеком прошлом, косвенные налоги
рассматривались лишь с негативной точки
зрения. Но характеризовать косвенные
налоги только лишь как финансовое бремя
на население – бессмысленно, так как
токовым являются все налоги. Речь может
идти только об одном: насколько они затрагивают
интересы разных слоев населения и как
выполняют свое бюджетное назначение.
Преимущества
непрямых налогов связаны в первую
очередь с их ролью в формировании
доходов бюджета. Однако, это нисколько
не означает, что они не выполняют
регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные
налоги могут быть эффективными финансовыми
инструментами регулирования экономики.
Во-первых, косвенным налогам характерно
быстрое поступление. Осуществилась реализация
- проводится перечисление налога на добавленную
стоимость и акцизного сбора в бюджет.
Это, в свою очередь, дает средства для
финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами
охватываются товары народного потребления
и услуги, то достаточно высокой есть вероятность
их полного или почти полного поступления.
Остановить процесс потребления товаров
и услуг невозможно, так как без этого
невозможна сама жизнь. А, например, прибыль
то или другое предприятие может и не получить.