Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:50, реферат
Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Издавна сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом.
Кроме
того, угол наклона кривой спроса монополистически
конкурирующей фирмы будет меньше,
чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень
пологости, или эластичности, кривой спроса
монополистически конкурирующих фирм
зависит от глубины дифференциации продукции.
Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован
продукт, тем менее эластичной будет кривая
спроса, и наоборот.
Максимизация
прибыли монополистически конкурирующей
фирмы (и ее равновесие) будет достигнута
при условии выполнения известного условия
– равенства предельных издержек и предельной
выручки MC=MR. Причина заключается в том,
что, до тех пор пока каждая единица продукции
будет приносить фирме больше дохода,
чем ей обходятся издержки на выпуск этой
единицы (т.е. MR>MC ), фирма будет расширять
производство. Как только предельная выручка
сравняется с предельными издержками
– MR=MC, фирма дальше не станет наращивать
выпуск, так как в этом случае предельные
издержки будут выше предельного дохода
– MR<MC. Следовательно, максимизирующий
выпуск объем – это выпуск при условии,
когда MC=MR . В течение короткого периода
фирмы могут как получать прибыль, так
и нести убытки. Но возможность долгосрочного
получения сверхприбыли исключается,
поскольку входные барьеры в отрасль не
представляют серьезной проблемы. Фирмы
невелики, для организации производства
требуется относительно небольшой капитал,
доступный для выпуска продукции не совсем
идентичной, но схожей с той, которая уже
имеется на рынке. В результате относительной
свободы входа и выхода из отрасли в долгосрочном
периоде прибыли и убытки стремятся к
нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.
Соответственно, равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства: MC=MR, где MC – предельные издержки; MR – предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль.
Рис. 3. Равновесие для монополистического конкурента: D – кривая
спроса; MC – придельные издержки; Q – количество продукта;
P – цена; MR - предельный доход.
Как показывает рис., равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. В варианте а происходит максимизация прибыли при производстве q1 и цене P1. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.
Вариант
2 представляет минимизацию убытков. Последние
возникают из-за превышения средними издержками
цены. Минимизация убытков происходит
при соблюдении равенства MR=MC при
объеме производства q1 .
Таким
образом, фирма использует критерий MR=MC
для максимизации прибыли, минимизации
убытков и присвоении нулевой прибыли.
Соблюдая этот критерий, фирма достигает
равновесия в монополистически конкурентной
рыночной структуре.
Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.
В долгосрочном плане фирмы вступают в прибыльную отрасль с монополистической конкуренцией и покидают отрасль, в которой прибыль отсутствует. В результате в долгосрочном плане фирма, участвующая в монополистической конкуренции, будет получать только нормальную прибыль или, другими словами, находится в точке безубыточности.
Информация о работе Сущность цены и особенности ее формирования