Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:57, контрольная работа
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на продукцию, а для потребителя – каково предложение товаров на рынке. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми. Величина предложения определяется такими детерминантами, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации и прочие.
Введение………………………………………………………………………… 2
Свойства эластичности, ее практическое применение в ценообразовании.
1.1. Понятие эластичности и её виды. Коэффициент эластичности…….. 3
1.2. Свойства эластичности………………………………………………… 5
1.3. Основные правила эластичности……………………………………… 6
1.4. Практическое применение эластичности в ценообразовании………. 8
Тестовое задание…………………………………………………………... 12
3. Задача……………………………………………………………………….. 15
Выводы………………………………………………………………………….. 16
Список литературы. …………………………………………………………… 17
8. Эластичность спроса по цене в значительной
степени определяется временными рамками,
в пределах которых принимается решение
о покупке.
1.4. Практическое применение эластичности в ценообразовании.
Эластичность спроса и поведение фирм. Знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм. Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены, если целью фирмы является увеличение дохода.
Практическая значимость знания эластичности спроса по цене проявляется в возможности определить изменение выручки продавца. Так, например, при коэффициенте эластичности меньше единицы снижение цены на такой товар приведет к уменьшению общего дохода от его реализации, а при коэффициенте больше единицы снижение цены приведет к увеличению общего дохода за счет относительного увеличения объема продаж.
Эластичность
предложения рассчитывается аналогично
эластичности спроса по цене. Важнейшим
фактором, влияющим на эластичность предложения,
является время. От его продолжительности
зависит возможность
Теория эластичности и налоговая политика государства. Другое применение теория эластичности находит при определении налоговой политики государства.
Одним
из важнейших источников
являются косвенные налоги, которые включаются в цену производимого товара и ведут к повышению цены этого товара.
Разрабатывая налоговую политику, руководители государства должны
решать ряд проблем.
Одна
из них — какие товары
Ответ на этот вопрос кажется простым: те товары, спрос на которые неэластичен, не должны освобождаться от косвенного налога. Но в эту группу товаров попадут прежде всего товары первой необходимости, которые в больших количествах покупаются малоимущими людьми: соль, спички, молоко, хлеб, картофель и т. п. Если цены на них вырастут при введении косвенного налога, то при неизменном объеме их потребления расходы малоимущих людей возрастут и их материальное положение ухудшится. В этом случае государство будет вынуждено увеличить выплаты из государственного бюджета средств на оказание помощи особо нуждающимся. Таким образом, деньги будут двигаться по кругу: сначала от малоимущих к государству, а потом назад, от государства к малоимущим. Этот пример свидетельствует о том, что правильный выбор товаров, подлежащих косвенному налогообложению, не может быть сделан без учета теории эластичности спроса.
Другую группу товаров, на которые, как правило, существует
неэластичный спрос, покупают состоятельные люди, не нуждающиеся в
материальной поддержке государства. К этой группе товаров относятся дорогие мебельные гарнитуры, изделия из дорогих мехов, ювелирные изделия и т. д. Введение косвенных налогов на товары этой группы повысит цены на эти товары, но не приведет к существенному сокращению величины спроса на них. Поэтому доходы государственного бюджета увеличатся и в то же время материальное благополучие потребителей бриллиантовых колье практически не пострадает. Поэтому обложение косвенным налогом товаров
подобного рода оправдано.
Введение косвенных налогов оправдано и в том случае, когда ими
облагаются спиртные напитки и табачные изделия.
Важной проблемой налоговой политики, проводимой государством, является распределение налогов между производителями товаров и услуг, с одной стороны, и их покупателями, — с другой. Кто должен нести большую тяжесть налогового бремени: тот, кто производит товары и услуги, или тот, кто их покупает? Важно понять, как будет распределяться вводимый налог между продавцами и покупателями данного товара.
Предположим, что правительство приняло решение о введении
косвенного налога на велосипеды. Допустим, что велосипеды продаются по
цене 100 р. и что
устанавливается косвенный
велосипеда. Производители повысят цену на велосипеды. Казалось бы, что теперь они установят цену 110 р. Однако эта цена окажется выше равновесной, так как повышение цены повлечет за собой снижение величины спроса. Допустим, что новая цена равновесия установится на рынке на уровне 105 р. Таким образом, введение косвенного налога привело к тому, что покупатели велосипедов стали платить за каждую единицу товара на 5 р. больше, т. е. они оплачивают половину введенного косвенного налога. Другую половину налога оплачивают производители велосипедов.
Вводя косвенные налоги на те или иные товары и услуги, руководители
исполнительных
и законодательных органов
2. Тестовое задание.
Кривая спроса слегка наклонена вправо вниз. Что это означает?
а) эластичность спроса высокая;
б) эластичность спроса низкая;
в) эластичность спроса бесконечно большая;
г) эластичность спроса нулевая.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос разберём графически каждый из вариантов ответов. Исходя из положения кривых спроса на приведённых ниже рисунках, можно сделать вывод, что наклон кривой спроса вправо вниз свидетельствует о низкой эластичности спроса. Следовательно, правильный ответ – вариант «б».
Итак, на рис. 1 изображены два варианта графиков кривой спроса. На рис. 1, а (вариант ответа «а») снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис. 1, б (вариант ответа «б») графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.
Рис. 1.
Относительно эластичный (а)
и относительно неэластичный (б)
спрос
Существует и два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен (вариант «в»). Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Рис. 2. Крайние случаи
эластичности: а
— спрос абсолютно эластичен,
б — спрос абсолютно
неэластичен
Другой
крайний случай — изменение
цены не отражается на
Насколько
увеличится выручка автобусных предприятий DPQ,
если администрация повысит цены перевозок
в транспорте для пассажиров города с
Р1=8 руб. до Р2=12 руб. Количество
перевозимых пассажиров Q
= 1,5 млн. чел., коэффициент
эластичности перевозок от цен ED
= -0,2
Решение.
1. Коэффициент
эластичности спроса по цене определяется
выражением:
ЕD =
((Q2-Q1)
/ Q1)
/ ((P2-P1)
/ P1),
где
ЕD
– коэффициент эластичности по цене,
Q1 – кол-во пассажиров до повышения цены,
Q2 - кол-во пассажиров после повышения цены,
P1 – цена до повышения,
P2 – цена после повышения, т.е.
- 0,2 = ((Q2 - 1,5 млн. / 1,5 млн.) / ((12 - 8) / 8).
Отсюда Q2 = 1,35 млн. чел.
2. Находим разницу в выручке:
∆PQ = P2
Q2
– P1
Q1
= (12 х 1,35 млн.) – (8 х 1,5 млн.) = 4,2 млн. руб.
Ответ: выручка автобусных
предприятий увеличится на 4,2 млн. руб.
Заключение.
Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности, реакции потребителей к изменениям цены товара.
Факторами, влияющими на эластичность, являются: наличие хороших заменителей товаров, удельный вес в бюджете потребителя, размер дохода, качество товаров, размеры запаса товара.
Проблема изучения эластичности - это
не только проблема покупателей и продавцов,
которые должны владеть достаточной информацией
о динамике спроса на производимые товары.
К примеру, эластичность спроса интересует
и государственные органы, прежде всего
налоговую систему, так как необходимо
знать, каким образом может повлиять повышение
или понижение налоговых ставок на изменение
спроса, что в конечном счете скажется
на сокращении или увеличении налоговых
поступлений в бюджет. В данном случае
речь идет о косвенных налогах, или налогах,
которые включаются в цены товаров. Это
акцизы на товары малоэластичного спроса
(соль, спички), или товары, с точки зрения
общества относящиеся к вредным (алкоголь,
табак), или налог на добавленную стоимость.
Список
литературы.
1. Слепов В., Попов.Б. Ценообразование и менеджмент. - М., 1996.
2. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС,
1997.
3. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
4. Сурганов В., Популярный экономический словарь, - М.: Экономика, 1993.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1993.
6. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.,
«М.О.», 1993.
7. Ценообразование и рынок. Под ред. Пунина Е. И., Рычкова С. Б. М:
Прогресс, 1992
8. Россия в цифрах - 2010 г. Федеральная служба государственной
статистики. http://www.gks.ru
9. Экономическая экспертная группа. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. http://www.budgetrf.ru
Информация о работе Свойства эластичности, ее практическое применение в ценообразовании