Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:49, контрольная работа
Трансфертное ценообразование: понятие и цели. Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой.
Отметим, что модель Спайсера требует эмпирических подтверждений. Основной недостаток ее заключается в том, что он не рассматривал вопрос автономии подразделений.
Отметим, что выделяют три основных способа расчета трансфертных цен (рыночные, на основе издержек и переговорные). Их достоинства и недостатки детально разобраны в статье В.Ю. Донской [Донская, 2001].
Центр ответственности бизнес-процесса при трансфертном ценообразовании . Рассмотрим основной элемент системы трансфертного ценообразования – центр ответственности. Элементом трансфертного ценообразования является бизнес-единица организации – центр ответственности , под которым понимается отдел (совокупность отделов) и/или подразделение (-я) фирмы, которая обладает следующими признаками [Виссема, 1996, с. 58]:
Ответственность за прибыль и убытки от своей деятельности. Ответственность, подкрепленная соответствующими полномочиями, способствует (но не является достаточной!) дальнейшему развитию подразделений, повышению его производительности и принятию оптимальных решений в каждой конкретной ситуации, от чего в итоге выигрывает вся фирма. Ответственность означает, что все доходы и убытки данного центра ответственности отражаются в его бюджете.
1. Своя продукция (услуги) и, возможно, свои рынки. Каждый центр ответственности производит собственную продукцию (оказывает услуги), которую реализует либо на внешний рынок, либо другим центрам ответственности по определенной цене
Четко определенные функции. Центр ответственности представляет собой обособленное объединение внутри фирмы, за которым закреплены определенные функции.
Один менеджер. Каждый центр ответственности имеет своего руководителя, который контролирует его деятельность, принимает решения и несет ответственность в пределах данных ему полномочий.
Связь с организацией. Поскольку каждый центр ответственности есть организационная единица фирмы в целом, то его руководитель через установленные промежутки времени сообщает о достигнутых результатах представителям высшего менеджмента фирмы, а также информирует его (просит согласия) при принятии важных решений (например, решения по всем вопросам, превышающим $1.5 млн). В свою очередь высший менеджмент корпорации заботится о том, чтобы деятельность и развитие центра ответственности не отставали от развития всей организации (например, проводятся совместные тренинги персонала). Центр ответственности перенимает организационную культуру корпорации, ее цели и миссию.
На практике выделяют следующие виды центров ответственности :
- центры прибыли (профит-центры) – подразделение (-я), которое контролирует и свои затраты и свои доходы. Деятельность этих центров оценивается на основе полученной ими прибыли. Также может быть поставлена цель увеличения доли рынка или количества заказов. Такая ответственность требует соответствующей степени свободы в принятии решений.
- центры затрат – подразделение (-я), которое контролирует только свои затраты. Это типичные подразделения, которые не имеют прямого выхода на внешний рынок (например, отдел производства) Задача центра затрат состоит в минимизации затрат при заданном выпуске. Их деятельность оценивается величиной отклонений фактических затрат от плановых.
- центры расходов – к ним относятся подразделения, для которых сложно установить зависимость между затратами и результатами. Например, в центральном управлении или отделе исследований. Управление центрами расходов осуществляется на основе утверждения бюджета расходов, при этом оценка результатов возможна только в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Затраты оцениваются количеством патентов или инноваций.
- центры инвестиций – подразделение (-я), которое контролирует затраты, доходы и инвестиции. Оно отвечает за использование собственного и заемного капитала, располагает полной автономией в управлении всеми или частью активов компании. Деятельность Центра инвестиций часто оценивается по показателю ROI.
- центры доходов – подразделение (-я), которое контролирует только свои доходы. Оно несет ответственность только за выручку и не отвечает за затраты. Объем их полномочий ограничен теми решениями, которые влияют на размер выручки от продаж в рамках установленной зависимости “издержки–выручка”. Результативность деятельности центра доходов оценивается на основе достигнутого оборота или маржи прибыли. Создание центра доходов имеет своей целью увеличение оборота и оптимизацию продаж компании.
Чем больше продуктов производит фирма, тем больше будет центров ответственности, тем сложнее становится управление экономикой всей организации. Однако, деление фирмы на центры прибыли/затрат и т.д. можно скорее назвать условным, ибо на практике границы между ними достаточно размыты. Чаще всего в компании существуют профит центры и один-два центра расходов.
Выделение центров ответственности позволяет :
Выделение центров ответственности требует:
1.Создания системы финансового планирования – утверждения формы внутрифирменной отчетности, совершенствования бухгалтерского учета.
2. Психологической и профессиональной подготовки персонала. Во-первых, люди должны понимать, что они делают и какое значение имеет их работа для всей фирмы. А, во-вторых, они должны быть способны «расти и развиваться» вместе с организацией.
3. Установки новой информационной системы. Необходимо кардинальное изменение всей системы информационного менеджмента организации: принципиально новым становится не только объем информации, но ее содержание и пользователи. [ Pashkus , Pashkus , 2000]
Важно отметить, что система центра ответственности строится на основе существующей организационной структуры, но не обязательно полностью совпадает с ней.
Проблема делегирования полномочий центрам ответственности . В реальности каждое подразделение производит много продуктов, реализует их на разных рынках и располагает множеством альтернатив по использованию своих ресурсов и для успешного функционирования вынуждено быстро реагировать на изменение внешней среды бизнеса. Таким образом, отношения между подразделениями представляются очень сложными и являются источником конфликтов. Возникает вопрос об определении полномочий каждого центра ответственности.
Для иллюстрации рассмотрим решение типа «производить « покупать» (П–П).
В таблице приведены факторы, определяющие степень децентрализации при принятии решения «производить – покупать» (см. Таб. 1).
Отметим, что программное обеспечение в основном поддерживает учет по профит-центрам. Однако, современные многофункциональные программные комплексы ( R /3, BAAN IV ) дают и иные возможности.
Таблица 1.
Принятие решения «производить – покупать» в централизованных и децентрализованных компаниях
Децентрализация | Централизация |
Доступные альтернативы | |
наличие внутреннего рынка активы подразделения много-функциональны | отсутствие внешнего рынка активы подразделения имеют специфическое использование |
Полномочия | |
свобода использования внешних рынков | отсутствие разрешения высшего менеджмента использовать рынок отсутствие разрешения высшего менеджмента менять назначение использования активов |
Информационные потоки | |
свобода в установлении трансфертных цен отсутствие предоставления информации высшему менеджменту | высший менеджмент устанавливает трансфертные цены полное предоставление информации высшему менеджменту |
Лицо, принимающее решение | |
менеджер подразделения | высший менеджмент |
Три аспекта важны при принятии решений «П – П»: доступность альтернатив, полномочия и потребность высших менеджеров в получении детальной информации о деятельности подразделений. Все это и определяет степень делегирования.
Доступность альтернатив. Само существование альтернатив вести торговлю на внешнем рынке позволяет менеджеру подразделения реализовывать продукт (услугу), продаваемый внутри фирмы, за ее пределами. При отсутствии внешнего рынка возможно изменение назначения ресурсов. [Hill , 1985 ] . Однако, это предполагает отсутствие их специфичности.
Полномочия. Обычно вопрос о реализации на внешнем рынке или организации внутренней торговли является вопросом степени. В одних фирмах требуется согласие высшего руководства, прежде чем действовать на внешнем рынке, в других разрешено реализовывать за пределами компании, скажем, до 30% произведенных полуфабрикатов. Право выхода на внешний рынок мобилизует конкурентные силы фирмы и создает ориентир для оценки деятельности подразделений. Однако существует опасность того, что положительные моменты интеграции будут сведены на нет, при этом информацией о продуктах компании могут воспользуются ее конкуренты. В итоге, степень полномочий менеджеров подразделений определяет динамику решений «П – П».
Проблема делегирования полномочий центрам ответственности в системе трансфертного ценообразования очень тесно связана с организацией единого информационного пространства фирмы. Существование которого, предполагает эффективную организацию системы информационно–управляющих потоков, обеспечивающую быстрый и своевременный обмен информацией, в частности, мобильную систему информированности об изменениях в структуре трансфертных цен.
Информационно-управляющие потоки организации. Способность высшего менеджмента определять трансфертную цену напрямую зависит от достоверности и полноты информации, предоставляемой подразделениями. В децентрализованной компании особое внимание приходится уделять менеджменту информационно-управляющих потоков.
Движение информации образует в организации направленные потоки, которые могут быть заимствованы как внутри организации, так из ее внешней среды. В процессе движения по организации информация анализируется и обрабатывается отдельными ее узлами и передается далее в качестве управленческих рекомендаций. Такие направленные потоки информации называют информационно–управляющими потоками.
Для повышения эффективности функционирования системы трансфертного ценообразования необходимо, чтобы:
Выполнение этих требований возможно только при наличии мощной информационной поддержки деятельности всей организации в целом. Более того, только организации прошедшие стадию внедрения информационных комплексов поддержки деятельности нового поколения ( ERP –систем и клиентских систем, так называемых, CRM –модулей) имеют реальную возможность организации эффективной системы трансфертного ценообразования.
Однако, даже наличие дорогой и многофункциональной информационной системы не решает проблем возникающих в ходе информационного согласования трансфертной системы. Более того, информационная система, реализуя типовую модель, в частности, и системы формирования трансфертных цен, может перепланировать внутреннюю структуру деятельности по своим правилам, что в свою очередь может привести к самым непредсказуемым последствиям. В связи с выше сказанным, следует обратить особое внимание на информационную согласованность трансфертной системы и те дефекты, которые возникают в ней при несогласовании интересов различных сторон.
Проблемы информационной ассимметричности . В результате конфликта интересов участников внутренней транзакции реакция менеджеров подразделений на запрос информации со стороны высшего руководства может быть следующей:
Очевидно, менеджер подразделения попытается скрыть ту информацию, которая обычно не отражена в бухгалтерской системе. Степень раскрытия зависит и от природы рынка. [ Verrechia , 1983] Кроме того, высшие менеджеры знают о существовании информационной асимметричности и поэтому ожидают ее. Предоставление релевантной информации напрямую зависит от системы информационного менеджмента в организации, ибо одни финансовые отчеты не позволят обеспечить эффективность контрактных отношений.
Степень достоверности информации зависит от методов ее оценки. Таким образом, главной задачей менеджера становится построение такой модели оценки деятельности подразделений, в которой заложены стимулы к наиболее полному представлению информации. Дополнительными факторами, влияющими на готовность предоставить информацию, являются: специфичность активов, оппортунизм и органическая рациональность. [Уильямсон, 1996] Таким образом, проблема трансфертного ценообразования представляется очень запутанной.
Только высший менеджмент может просчитать точное влияние того или иного решения менеджера подразделения на деятельность всей фирмы (потому что он располагает информацией о функционировании каждого центра ответственности). Следовательно, релевантная информация должна направляться в центр (Центральное управление) корпорации, в противном случае менеджеры подразделений будут принимать решения исходя из собственных интересов. Однако это не значит, что высший менеджер должен излишне вмешиваться в деятельность подразделений, иначе структура трансфертного ценообразования просто не будет функционировать.
Информация о работе Трансфертное ценообразование: понятие и цели