Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:17, реферат
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ…………………..………………..…………….….....4
Понятие коммуникативной компетентности…………………...4
Сущность тренинга………………………………………...…….6
Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности …………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет туризма и гостиничного сервиса
Кафедра
технологий и психологии сервиса
Тренинг, как способ развития коммуникативной компетентности
Реферат
Исполнитель:
Ведунова Мария,
302 группа
Руководитель:
Осинцева
С.А.
Екатеринбург 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ…………………..………………..…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В
самом общем плане
Таким
образом, формирование коммуникативной
компетенции человека является актуальной
проблемой социальной психологии, решение
которой имеет важное значение как
для каждого конкретного
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов .
Коммуникативная компетентность – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.
Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Кроме того умения вести себя в коммуникации человек приобретает и на основе примеров из литературы, театра, кино, средств массовой информации.
Коммуникативная
компетентность представляет из себя
следующие умения и навыки:
- инициировать и вступать в контакт;
- формировать благоприятное первое впечатление;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- вести беседу, кратко и точно выражать
свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению
его позиции, высказываний;
- слушать, услышать и понять то, что имел
в виду собеседник;
- осуществлять обратную связь, т. е. передать
партнеру, что его услышали и поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение
в беседе, в дискуссии;
- считывать и грамотно интерпретировать
невербальные сигналы собеседника (взгляд,
мимику, жесты, позы);
- управлять собственными экспрессивными
сигналами в процессе общения;
- эффективно взаимодействовать с другими,
осуществляя сотрудничество:
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия
разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и
коммуникативных средств достижения цели
при взаимодействии.
Овладение
коммуникативной
- быстрая, своевременная и точная ориентировка
в ситуации взаимодействия и в партнерах;
- стремление понять другого человека
в контексте требований конкретной ситуации;
- установка в контакте не только на дело,
но и на партнера, доброжелательное отношение
к нему, учет его состояния и возможностей;
- уверенность в себе, адекватная включенность
в ситуацию;
- владение ситуацией, гибкость, готовность
проявить инициативу в общении или передать
ее партнеру;
- умение эффективно общаться в разных
статусно-ролевых позициях, устанавливая
и поддерживая требуемые рабочие контакты
независимо, а иногда и вопреки сложившимся
отношениям;
- высокий статус и популярность в том
или ином коллективе;
- умение взаимодействовать в групповой
работе
- способность
создавать благоприятный
1.2
Сущность тренинга
Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий. Группы социально- психологического тренинга реализуют потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по Рудестаму К., «человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим». Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых условиях облегчается самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.
Тренинг (англ. training
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ и др.
Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.
1.3. Социально-психологический
тренинг, как условие развития коммуникативной
компетентности
Основы
тренинга коммуникативной компетентности
подробно рассмотрены в работах
Андреевой Г.А., Богомоловой Н.Н.,
Емельянова Ю.Н., Петровской Л.А., Хараша
А.И. и др. Авторы отмечают, что в
социально-психологическом
В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.
Упражнения
на формирование навыков стимулирования
внимания партнеров по общению предусматривает
овладению способами
Средством решения задач тренинга коммуникативных умений служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их количество меняется в зависимости от специфики целей группы.
Информация о работе Тренинг как способ развития коммуникативной компетентности