Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание

Рынок государственных ценных бумаг - важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.
В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы [2,с.123].
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов

Содержание

1.Контрольный теоретический вопрос ………………………………………..3
2.Тестовые задания……………………………………………………………...16
3. Задача………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

РЦБ!.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

Заочный финансово-кредитный  факультет

Кафедра финансов и кредита

Специальность  «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 23

 

По дисциплине  «Рынок ценных бумаг»

ТЕМА «Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в Российской Империи»

 

 

Студент______________________                                                 Щуховец Алена Юрьевна

 

 

Группа  5Фп-3                                                                                Номер личного дела  09ФФД41061

 

 

 

 

Преподаватель Климова Валерия Евгеньевна

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

Содержание

 

1.Контрольный теоретический вопрос ………………………………………..3

2.Тестовые задания……………………………………………………………...16

3. Задача………………………………………………………………………….17 

Список литературы……………………………………………………………...18

 

 

1. Теоретический  вопрос

 

Возникновение и развитие рынка ценных бумаг  в Российской Империи

 

Рынок государственных ценных бумаг - важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы [2,с.123].

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько  периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности. Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.

Рынок ценных бумаг, функционировавший  в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с  состоянием промышленности, сельского  хозяйства, транспорта и вообще с  политико-экономическим и финансовым положением России. Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.

Исторической точкой отсчета возникновения российского  фондового рынка можно считать 1769 год, когда  Екатерине II, благодаря  успешным внешнеполитическим шагам, удалось получить первый в истории России внешний заем. За ним последовали новые займы, в  основном пятипроцентные. По ряду причин  правительство Екатерины II не  имело  возможности самостоятельно выпустить облигации и успешно их разместить среди иностранных покупателей ценных бумаг.  Поэтому все соглашения о займах заключались через посредников – главным  образом через голландских банкиров. К концу правления Екатерины II общий государственный долг составил около 215 млн.руб. Государственный кредит был организован в трёх формах: в виде выпуска бумажных  денег; получения внешних долгосрочных займов заимствования казначейством кредитных ресурсов у казённых банков. Появление и развитие каждой из этих форм стало возможным благодаря совершенствованию финансовой, кредитной и денежной систем страны. Однако из-за хронического дефицита капиталов правительство не могло использовать размещение облигаций внутренних займов.

Правительство Павла I вместо возвращения старых долгов занялось поиском путей получения  новых кредитов, опять прибегая к услугам печатного станка. В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно, а с ней усилился и инфляционный процесс, который обесценивал денежные накопления имущих слоёв. Был издан указ от 25.03.1809 г., определивший основные правила и условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг. В 1817 г. была сформирована Государственная комиссия погашения долгов, в ведении которой находились государственные процентные бумаги.

Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых  с дополнительным премиальным 1% (грация), которые выплачивались ежегодно. Их доходность была выше, нежели предоставляемая государственными кредитными конторами, поскольку последние в силу традиций и ряда других факторов пользовались повышенным доверием широкой публики. Кроме того, государственные облигации принимались в качестве залогов, откупов, казенных сборов и пошлин, что также способствовало повышению их привлекательности     [1, c. 350].

Государство стало  регулярно использовать и этот канал привлечения финансовых ресурсов в казну, однако покрытие дефицита бюджета за счет него не превышало 10% вплоть до середины XIX в. Основная доля поступлений в казну шла за счет внешних займов. С этого времени российские государственные облигации начали активно обращаться на биржевом и внебиржевом рынках страны.

В течение XIX - вначале XX в. Российский державный бюджет отличался хроническим дефицитом, поэтому государство систематически осуществляло эмиссии облигаций. Традиционно  они выпускались в разных видах: именные и предъявительские, купонные и бескупонные и др. именные облигации могли конвертироваться в предъявительские, и наоборот, при участии Государственной комиссии погашения долгов. Государство стимулировало развитие рынка именных облигаций, поэтому конверсия предъявительских бумаг была бесплатной для их владельцев, в то время как обратная процедура требовала от них определенных расходов.

По периоду  обращения облигаций государственные  займы Российской Империи делились на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом было Министерство финансов, объем непогашенной задолженности, которому по этим займам первоначально был ограничен суммой 50 млн. руб., а в начале XX в. существенно расширен. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход [1, с. 351].

К среднесрочным  бумагам относились выпускаемые  Государственным казначейством  билеты, период обращения которых  составлял 4 года и 8 лет для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб. Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а доходность последующих серий достигла 4%. Они имели льготы по налогообложению дохода, а также принимались Государственным банком и Казначейством во все виды платежей по номинальной стоимости. Билеты Государственного казначейства сохраняли свою платежеспособность на протяжении еще 10 лет после завершения установленного при эмиссии срока обращения и, по существу, выполняли функции процентных денег.

Долгосрочные  облигации в России выпускались  на период 50-80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга. Бессрочные займы приносили владельцам облигации непрерывный доход, т.е. ренту, однако правительство в соответствии с законом имело право погашать их по номинальной стоимости. Такая процедура могла проходить тиражами с обязательным предъявлением бумаг к погашению или  путем их свободной скупки на бирже. Последний вариант объясняет очень долгое нахождение в обращении отдельных выпусков российских бессрочных бумаг, эмитированных еще вначале XIX в. [1, c. 351].

К гарантированным  бумагам относились, как правило, акции и облигации российских железнодорожных компаний, имевшие  срочные или бессрочные правительственные  гарантии. Наличие таких гарантий обеспечивало держателям бумаг безусловное получение в срок установленных процентов и минимальных дивидендов, несмотря на проблемы, возникшие у эмитентов. Такая практика позволяла стимулировать привлечение капитала, особенно иностранного, в частный сектор экономики страны.

В 30-х годах  на фондовом рынке появляются в обращении  акции и облигации частных  компаний, выпуск и обращение которых  регулировались принятым Николаем I в 1836 г. Законом о промышленных обществах.

В декабре 1836 г. император  Николай I утвердил "Положение о компаниях на акциях", которому было суждено стать первым в Европе общим законом об акционерных обществах. Отметим, что терминология российского законодательства в отношении акционерных обществ не была однообразной. Оно называло их товариществами, обществами, компаниями с добавлением на акциях, по участникам, на паях. Кроме того, на практике сложилась такая ситуация, когда уставы отдельных акционерных обществ стали выступать в роли специальных законов и отчасти заменили общее законодательство. 
Сопоставление положений закона и частных уставов показывает целый ряд принципиальных отличий. По общему закону:

- взносы за акции могли быть только денежными и собирались по публичной подписке, проводившейся по всей стране, от имени и на риске в случае неудачи, по крайней мере, двух учредителей. Имущественные вклады не допускались;

- акции могли быть только именные;

- исключалась возможность ограничения акционера в "свободном распоряжении своими акциями наравне со всяким движимым имуществом";

- запрещалось подвергать акционера какому-либо дополнительному платежу;

- не допускались личные формы акционерных предприятий;

- деятельность учредителей должна была быть открытой и доступной проверке, она поставлена под контроль и влекла за собой их круговую (солидарную) ответственность, чем и объяснялась необходимость иметь не менее двух учредителей;

- не предусматривался выпуск облигаций.

В частных уставах  встречались следующие отступления:

- при образовании уставного капитала преобладали имущественные вклады, составлявшие главным образом тот эквивалент, на который выдавались акции вновь создававшихся компаний;

- допускались предъявительские акции при условии, что они не будут называться паями;

- допускалось ограничение прав акционера по распоряжению своими акциями, что было особенно важно для семейных предприятий;

- акционера могли поставить перед необходимостью проведения дополнительных платежей;

- разрешалось создание акционерных компаний одним учредителем;

- деятельность учредителей стала тайной, ответственность их устранена;

выпуск облигаций мог быть разрешен любому предприятию.

Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке  был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному  уровню развития капитализма в России в тот период. Это было связано с традиционным относительно слабым развитием частного предпринимательства в стране. В начале XX века в России насчитывалось немногим более 1,5 тыс. акционерных компаний, что, безусловно, было недостаточным для огромной державы. В основном на рынке котировались акции железных дорог, коммерческих и земельных банков, а также нефтяных, металлургических и страховых компаний.

Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки  для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.

Государственные бумаги выпускались правительством как  именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи.

Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении — на счет владельца бумаги.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и  через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Согласно правилам биржевая публика  фондового отдела состояла из: действительных членов, постоянных посетителей и гостей.

Категория постоянных членов биржи подразделялась на две группы лиц – служащих биржи и клиентов биржи.[5]

Все категории посетителей биржи  должны были иметь особые входные  билеты (или заменявшие их документы), выдаваемые администрацией биржи; но в то время как одни из посетителей за право входа на биржу ничего не платили, другие это право оплачивали особыми сборами в пользу биржи.

Случайные посетители, как правило, не принимали участия в торгах, но это не означает, что они были лишены этого права.

Нельзя, однако, не отметить, что все-таки на российских биржах присутствовали определенные категории лиц, которые к торгам не допускались [4]. Первоначально такие группы определялись в неформальном порядке, но впоследствии в уставы бирж были внесены соответствующие поправки. Обобщая их, можно определить следующий круг лиц, не допускавшихся к биржевой торговле: лица, подвергшиеся суду за преступные деяния, находящиеся под следствием или судом; лица, подвергшиеся несостоятельности (банкротству);  недееспособные лица, дела которых ведут опекуны.

Кроме того, фондовый отдел  посещался представителями Министерства финансов, как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счет государственного банка и государственного казначейства.

Информация о работе Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в Российской Империи