Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:42, реферат

Описание

Цель моей работы – ознакомиться и изучить теоретическую сторону государственного регулирования естественных монополий, изучить методы, применяемые государством для регулирования их деятельности и их эффективность.
Задачи работы – изучить, проанализировать различные аспекты и подходы к регулированию естественных монополий государством.

Содержание

Введение 3
Федеральный закон «О естественных монополиях» 4
Принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий 6
Способы регулирования 7
Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях 12
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа состоит из  1 файл

реферат по ценообр.docx

— 31.51 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление

Введение 3

Федеральный закон «О естественных монополиях» 4

Принципы  государственного регулирования  деятельности естественных монополий 6

Способы регулирования 7

Задачи  государственного регулирования  цен в естественных монополиях 12

Заключение 13

Библиографический список 14 
 

 

Введение

    Повышение эффективности государственного регулирования  цен в отраслях естественных монополиях - одна из наиболее актуальных задач, стоящих  в настоящее время перед руководством Российской Федерации.

    Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью  этих отраслей в 1992-1994 гг. привело к  взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, - к быстрому росту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требует немедленного решения.

    Цель  моей работы – ознакомиться и изучить  теоретическую сторону государственного регулирования естественных монополий, изучить методы, применяемые государством для регулирования их деятельности и их эффективность.

    Задачи  работы – изучить, проанализировать различные аспекты и подходы  к регулированию естественных монополий  государством.

 

Федеральный закон «О естественных монополиях»

    Естественная  монополия - это состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос  на данном рынке на товары, производимые субъектами Е.м., в меньшей степени  зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров. Правовое регулирование естественной монополии осуществляется в РФ нормами  ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые  введено в отечественное законодательство само понятие естественная монополия.

    В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации России не только достаточно конкретно определился  круг естественных монополий, но и был  разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях», который  не принимался Государственной Думой  в течение трех лет. Основные проблемы возникали при обсуждении вопросов о правомерности предоставления органам регулирования права  контролировать инвестиционную деятельность компаний, о границах регулирования, о возможности сохранения функций  регулирования у отраслевых министерств  и т.д.

    Но  в 1994-1995 гг. цены на продукцию и услуги российских естественных монополий  росли более быстрыми темпами, чем  в других отраслях экономики. Сложившаяся  на рынке асимметрия цен, непредсказуемость  поведения и действий субъектов  естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего  их деятельность, и 19 июля 1995 г. Государственная  Дума приняла Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях»).

    Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает  понятия «естественная монополия, «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

    Кроме того, в четвертой статье Закона приведен перечень естественно-монопольных  сфер экономики России, который после  неоднократных изменений выглядит следующим образом:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

    Проанализировав Закон «О естественных монополиях», мы пришли к выводу, что не все  его положения соответствуют  существующему состоянию дел  и в целом закон нуждается  в серьезной корректировке. 

Принципы  государственного регулирования  деятельности естественных монополий

    В настоящее время полномочия государства  в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной  антимонопольной службой и Федеральной  службой по тарифам.

    При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три  метода регулирования:

  • Ценовое регулирование.
  • Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
  • Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

    Исходя  из общих условий построения нормы  закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях»  не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и  могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.

    Как следует из названия ФСТ России и  Положения о ней, этот орган наделен  полномочиями по применению к субъектам  естественных монополий только одного из трех методов регулирования- ценового. В свою очередь, ФАСРоссии наделена полномочиями по использованию второго  и третьего метода - антимонопольных.

    За  время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные  органы исполнительной власти претерпели не одну реорганизацию, в сам Закон  неоднократно вносились изменения. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.

    По  нашему мнению, выход из сложившейся  ситуации видится в необходимости  четкого законодательного решения  вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом  естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

    Эти вопросы особенно актуальны в  свете того, что российские естественные монополии в настоящее время  находятся в процессе реформирования, в ходе которого происходит выделение  из них некоторых видов деятельности.

Способы регулирования

    Регулирование  деятельности компаний непосредственно  на рынках чистой  монополии  осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на  регулировании  нормы прибыли, а другая - тарифов.

    Принципы  регулирования отличаются в зависимости  от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности  пересмотра и многих других факторов.

    Структура тарифа должна разрабатываться таким  образом, чтобы дискриминация исключалась. Поэтому тариф устанавливается  по каждому виду продажи или характеру  услуги, что, как правило, требует  разбивки издержек на основе определенного  параметра, например объемов производства и продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех  пор, пока компания не обратится с  требованием о его пересмотре, что обычно происходит, когда норма  прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение  тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

    Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания  нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов  производства и принципов ценообразования.

    Основное  преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия  масштабным и наиболее очевидным  злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.

    Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов  происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать  затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования  по принципу "затраты плюс прибыль" состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью  на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При  определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает  его цену, появляется стимул для  сверхинвестирования. В связи с  указанными недостатками в последнее  время данная модель  регулирования  применяется все реже.

    Модель  регулирования  верхнего предела  тарифа заключается в установлении согласованной сроком на четыре - пять лет формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения  производительности. При структурировании формулы учитывают следующее: объект  регулирования , задание  ценового  ограничения (срок, абсолютная или относительная величина), фактор повышения производительности, возможность перекладывания издержек.

    Существует  два основных подхода в установлении объекта  регулирования  цен. В  отраслях с широким спектром выпускаемой  продукции регулируется тариф не каждого из них, а их комбинация - корзина. Это упрощает процедуру  расчета (не надо исчислять фактические  издержки на производство каждого вида продукции) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна в тех случаях, когда цены существенно отклоняются  от относительных издержек, а их оптимальные уровни установить вследствие недостаточной изученности издержек и спроса нельзя. Особая проблема возникает  при определении принципов агрегирования  цен, входящих в корзину товаров  и услуг, а также масштабов  их относительных изменений.

    В условиях инфляции, которая в современной  экономике имеет хронический  характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с  точки зрения и потребителей, и  производителей, поэтому тариф фиксируется  не в абсолютных, а в относительных  величинах. Возможные расхождения  между динамикой дефлятора и  уровня цен должны учитываться при  установлении величины фактора повышения  производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а  также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями  издержек зависит от того, являются ли они "контролируемыми", связанными с действиями компании, или нет.

Информация о работе Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях