Имитационное моделирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:23, доклад

Описание

Программа Project Expert, разработанная российской фирмой «Про-Инвест Консалтинг», позволяет создать компьютерную имитационную модель финансовой деятельности предприятия. С помощью выбора многочисленных параметров внешней среды и параметров деятельности предприятия, вводимых пользователем (обычно финансовым менеджером), в диалоговом режиме можно создать достаточно достоверную имитационную модель конкретного инвестиционного проекта и оценить полученные экономические показатели и показатели эффективности инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

имитационное моделирование.docx

— 27.81 Кб (Скачать документ)

1. Имитационное  моделирование финансово-экономической  деятельности организации с помощью  программы Project Expert

1.1. Назначение  программы Project Expert

Программа Project Expert, разработанная российской фирмой «Про-Инвест Консалтинг», позволяет создать компьютерную имитационную модель финансовой деятельности предприятия. С помощью выбора многочисленных параметров внешней среды и параметров деятельности предприятия, вводимых пользователем (обычно финансовым менеджером), в диалоговом режиме можно создать достаточно достоверную имитационную модель конкретного инвестиционного проекта и оценить полученные экономические показатели и показатели эффективности инвестиций. Регулируя установленные параметры имитационной модели, можно наблюдать, к каким последствиям приводят принятые решения или изменения внешних факторов.

Следует подчеркнуть, что  с формальной точки зрения хозяйственную  деятельность любого предприятия можно  рассматривать как непрерывную  цепь преобразований активов из одной  формы в другую. Эти преобразования всегда проходят через деньги. За деньги приобретаются материалы, привлекаются человеческие ресурсы. Произведенная  продукция после продажи превращается в деньги. Таким образом, движение денег отражает все, что происходит в экономике. Наблюдая денежные потоки, можно судить о предметах, которые  их порождают. Очевидно, целью любой  хозяйственной деятельности также  являются деньги: расходование некоторой  суммы предполагает получение дохода, превосходящего затраты. Это верно  как для простой сделки купли-продажи, так и для деятельности огромного  завода. В соответствии с этим предприятие  для целей финансового анализа  можно рассматривать как генератор  денежных потоков. Анализ эффективности  этого генератора проводится в рассматриваемой  программе с помощью методов, широко распространенных в теории и  практике финансового менеджмента.

Программа Project Expert как инструмент финансового анализа выполняет две основные функции: во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков; во-вторых, вычисляет комплекс показателей, по которым финансовый менеджер может судить о результативности принятых решений.

На практике финансовому  менеджеру важно не только самому убедиться в обоснованности разработанного плана, но и убедить в этом инвестора, средства которого он предполагает привлечь для расширения деятельности компании или развития нового бизнеса. Чаще всего приходится обращаться к разным инвесторам, имеющим различные взгляды на то, как оценивать эффективность предлагаемых проектов. Для того чтобы инвесторы и авторы проектов легче находили общий язык, выработан общепринятый стандарт, определяющий содержание и форму представления предложений о финансировании. Этот документ, называемый бизнес-планом, является фундаментом любой сделки. Международные финансовые организации опираются в своей практике на стандарт, разработанный специалистами UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) - авторитетной организации, созданной ООН. UNIDO занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой. Одним из результатов ее деятельности является создание стандартов, подготовки инвестиционных решений. Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки инвестиционного проекта является создание бизнес-плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.

Результаты имитационного  моделирования с помощью Project Expert позволяют также подготавливать финансовые отчеты, по которым можно определить состояние фирмы в любой момент времени, причем финансовые отчеты формируются в соответствии с принятыми в мировой практике стандартами бухгалтерской отчетности. Это особенно важно для проектов, в которых используются иностранные инвестиции.

Таким образом, построив при  помощи Project Expert имитационную модель финансовой деятельности предприятия, можно решить следующие задачи:

  • разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;
  • определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;
  • разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;
  • проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;
  • сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;
  • подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.

1.2. Бизнес-план  и его разделы

Разработка нового производства или реконструкция ныне действующего ведется на основании бизнес-плана.

Бизнес-план - это внутрифирменный документ, представляющий собой программу деятельности предприятия с целью получения кредита. Бизнес-план относится к классу задач, которые имеют специфические параметры входной и выходной информации и алгоритмов расчетов.

Входная информация бизнес-плана  характеризуется большими объемами; высокой степенью детализации, разнообразием  первичных документов, территориальной  разбросанностью источников их возникновения, необходимостью расчетов отдельных  показателей. Особенность входной  информации диктуется важностью  поставленной цели управления при разработке бизнес-плана, что предъявляет повышенные требования к оперативности информации.

Процесс обработки характеризуется  сложностью взаимосвязи значительного  числа показателей, многоуровневой системой их получения, а также необходимостью использования логических алгоритмов.

Бизнес-план состоит из разделов, структура и содержание которых  строго не регламентируются. Основными из них являются следующие:

  1. Цели и задачи деятельности предприятия.
  2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.
  3. Характеристика продукции.
  4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка.
  5. План организационных мероприятий.
  6. Производственная программа.
  7. Ресурсное обеспечение.
  8. Финансовый план.
  9. Эффективность.

В простейшем случае разработка бизнес-плана выполняется с использованием программных продуктов, входящих в  состав интегрированного пакета Microsoft Office. Так, разделы, содержащие описания, оформляются с помощью текстового редактора. Для выполнения расчетов используется табличный процессор. Эти средства не позволяют полностью автоматизировать сложный процесс разработки бизнес-плана.

На рынке программных  продуктов предлагается несколько  комплексов, предназначенных специально для формирования бизнес-планов развития предприятия, одним из наиболее известных  среди них является Project Expert - комплекс фирмы «Про-Инвест Консалтинг». Программа конструктивно реализована в виде наборов независимых модулей, доступ к которым осуществляется из диалоговой формы - меню путем выбора закладки (темы) соответствующего раздела, реализующего тот или иной этап проектирования (рис.1).

1.3. Технология  разработки бизнес-плана с использованием  Project Expert

Основные  шаги построения проекта

Работа с Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

  1. Построение модели.
  2. Определение потребности в финансировании.
  3. Разработка стратегии финансирования.
  4. Анализ финансовых результатов.
  5. Формирование и печать отчета.
  6. Ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Построение  модели

Процесс построения модели наиболее трудоемкий и требует значительной подготовительной работы по сбору и  анализу исходных данных. Различные  модули Project Expert независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако отсутствие некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или только предварительный экспресс-анализ проекта, необходимо в первую очередь ввести следующие исходные данные:

  • дата начала и длительность проекта (при этом дата должна относиться к будущему периоду);
  • перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;
  • две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;
  • перечень, ставки и условия выплат основных налогов;
  • для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличии активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие  исходные данные:

  • инвестиционный план, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;
  • операционный план, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план по персоналу, а также производственные издержки и накладные расходы.

Определение потребности в финансировании

Для определения потребности  в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В  результате предварительного расчета  определяется эффективность проекта  без учета стоимости капитала, а также определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный  для покрытия дефицита капитала в  каждый расчетный период времени  с шагом один месяц.

Разработка  стратегии финансирования предприятия

После определения потребности  в финансировании разрабатывается  план финансирования. Пользователь имеет  возможность описать следующие  способы финансирования посредством:

  • привлечения акционерного капитала;
  • привлечения заемных денежных средств;
  • заключения лизинговых сделок.

В процессе разработки стратегии  финансирования проекта пользователь имеет возможность промоделировать  объем и периодичность выплачиваемых  дивидендов, а также стратегию  использования свободных денежных средств (например, размещение денежных средств на депозите в коммерческом банке или приобретение акций  сторонних предприятий).

Анализ  эффективности проекта

В процессе расчетов Project Expert автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:

  • отчет о прибылях и убытках;
  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет об использовании прибыли.

На основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности  и финансовых коэффициентов.

Пользователь может разработать  несколько вариантов проектов в  соответствии с различными сценариями их реализации. После определения  наиболее вероятного сценария проекта  он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности, определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

Формирование  отчета

После завершения анализа  проекта формируется отчет. В Project Expert предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора. Также пользователь имеет возможность встраивания в отчет комментариев в виде текста.

Отчет может быть оформлен в виде текстового документа. Дальнейшая работа с ним будет выполняться  под управлением текстового редактора Word.

Контроль  за ходом реализации проекта (актуализация)

В Project Expert предусмотрены средства для ввода фактической информации о ходе реализации проекта. Актуальная информация может вводиться ежемесячно. На основе введенной актуальной информации и плана формируется отчет о рассогласованиях плановой и фактической информации, которая может быть использована в процессе управления проектом.

Информация о работе Имитационное моделирование