Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:51, контрольная работа
Процентная маржа - разница между процентным доходом и расхо¬дом коммерческого банка, между процентами полученными и уплачен¬ными. Она является основным источником прибыли банка и призвана покрывать налоги, убытки от спекулятивных операций и так называе¬мое “бремя” – превышение беспроцентного дохода над беспроцентным расходом, а также банковские риски.
Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок.
3. Планирование процентной маржи
3.1 Понятие процентной маржи
Процентная маржа - разница между процентным доходом и расходом коммерческого банка, между процентами полученными и уплаченными. Она является основным источником прибыли банка и призвана покрывать налоги, убытки от спекулятивных операций и так называемое “бремя” – превышение беспроцентного дохода над беспроцентным расходом, а также банковские риски.
Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок.
Размер маржи может характеризоваться абсолютной величиной в рублях и рядом финансовых коэффициентов.
Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активных операций и процентным расходом, связанным с ресурсами, которые использованы для этих операций. Например, между процентными платежами по ссудам и процентным расходом по кредитным ресурсам.
Чаще всего для расчета процентной маржи используют следующую формулу:
МФАКТ = (ДП – РП)*100% / АД ,
где МФАКТ – размер фактической процентной маржи;
Дп – процентный доход;
Рп – расходы по выплате процентов;
Ад – активы, приносящие доход в виде процентов.
Динамика абсолютной величины процентной маржи определяется несколькими факторами:
1) объемом кредитных вложений и других активных операций, при носящих процентный доход;
2) процентной ставкой по активным операциям банка;
3) процентной ставкой по пассивным операциям банка;
4) разницей между процентными ставками по активным и пассивным операциям (спрэд);
5) долей беспроцентных ссуд в кредитном портфеле банка;
6) долей рисковых активных операций, приносящих процентный доход;
7) соотношение между собственным капиталом и привлеченными ресурсами;
8) структурой привлеченных ресурсов;
9) способом начисления и взыскания процента;
10) системой формирования и учета доходов и расходов;
11) темпами инфляции.
Основными факторами, влияющими на размер процентной маржи, являются объем и состав кредитных вложений и их источников, сроки платежей, характер применяемых процентных ставок и их движение. Распределение ссуд на долгосрочные и краткосрочные, имеющие обеспечение и высокорискованные, а также по объектам кредитования определяет различную доходность вложений. С другой стороны, для расходов банка имеет существенное значение соотношение между ресурсами, купленными у ЦБ РФ, других кредитных учреждений, привлеченными депозитами и прочими источниками.
Кроме названных факторов, размер процентной маржи находится под непосредственным воздействием соотношения кредитных вложений и их источников по времени платежа, а также по степени срочности пересмотра процентных ставок. В нашей стране, при действующей практике кредитования, как правило, применяются фиксированные ставки, не подлежащие пересмотру до окончания срока кредитной сделки.
3.2 Коэффициенты процентной маржи
Коэффициент процентной маржи может показывать фактический и достаточный уровень маржи у коммерческого банка.
Коэффициент фактической процентной маржи характеризует фактическую относительную величину процентного источника прибыли банка.
1) КФпм = ( % полученный - % уплаченный в периоде) / ср. остаток активов, приносящих доход;
2) КФпм = ( % полученный - % уплаченный ) / ср. остаток активов в периоде;
3) КФпм по ссуд. опер.= ( % полученный по кредиту - % уплаченный по кредитным ресурсам) / ср. остаток ссудной задолженности в периоде.
Коэффициент достаточности процентной маржи показывает минимально необходимый ее уровень для банка. Значение вытекает из основного назначения маржи, т.е. покрытия издержек банка.
Коэффициент достаточности процентной маржи:
К дост.% маржи = ((опенр.расходы - %уплач.) + (расходы на управленч.аппарат - прочие расходы)) / средний остаток активов, приносящих доход,
Достаточная маржа может рассчитываться на основе фактических данных за истекшие периоды и прогнозных величин на планируемый период.
До последнего времени достаточная маржа у крупных и средних банков незначительно превышала нулевую отметку. Это означало, что многие кредитные учреждения могли безубыточно функционировать при очень низком процентном доходе, не особенно беспокоиться о возвратном движении ссуд, качестве кредитного портфеля. Такая ситуация объяснялась плохой материально-технической базой, низкими расходами на охрану банка, обучение персонала, высокими валютными доходами инфляционного характера, низким качеством обслуживания клиентов. Развитие рыночных отношений, борьба за клиента, криминогенная ситуация, введение валютного коридора изменили размер требуемой процентной маржи.
Сравнение достаточной маржи, рассчитанной на основе отчетных данных, и фактически полученной маржи за этот период в целом по банковским операциям или отдельным их видам позволяет оценить управление доходом и выявить тенденции, характеризующие финансовую устойчивость банка. Тенденция падения фактической маржи, сокращения разницы между ней и маржей достаточной является тревожным сигналом (”критическим” фактором).
Расчет прогнозной достаточной маржи необходим прежде всего для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый банку процент по активным операциям складывается из реальной стоимости ресурсов, маржи достаточной и поправки на ожидаемые темпы инфляции.
Сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным активным операциям (ссудным, на рынке межбанковских кредитов (МБК) и ценных бумаг) позволяет оценить рентабельность направлений работы коммерческого банка.
3.3 Процентная маржа как метод управления активами и пассивами банка
Первой из разработанных стратегий управления активами и пассивами была стратегия управления процентной маржей (interest margin).
Управление процентной маржей подвело к понятию «гэп» (gap) и, следовательно, к управлению гэпом (gap management). Тесно связано с понятием процентной маржи и понятие «спред» (spread). Спред, как это понятие используется в банковском деле, является разностью между процентным доходом, полученным на активы, и процентным расходом, понесенным по обязательствам.
Сущность современных методов управления активами и пассивами, предназначенных для достижения долгосрочной цели увеличения «богатства», заключается в эффективном управлении процентной маржей и спредом. Оба этих понятия связаны с отчетом о доходах учреждения. Не менее важна и концепция гэпа.
Гэп можно определить как разность в долларах между объемами активов финансового учреждения с плавающей процентной ставкой и его обязательств (также с плавающей ставкой) или разность в долларах между объемами обязательств учреждения с фиксированной процентной ставкой и его активов (также с фиксированной ставкой). В соответствии с этими определениями гэп лучше интерпретируется как понятие, связанное с балансом. Ясно, что чувствительные к процентным ставкам активы и обязательства должны определяться в качестве имеющих плавающие процентные ставки.
Простейшей стратегией управления процентной маржей является стратегия фиксации спреда. В соответствии с такой стратегией отдел управления активами и пассивами учреждения старается зафиксировать спред, приводя в соответствие типы и сроки действия активов и обязательств. Таким образом, все активы с фиксированной ставкой будут финансироваться обязательствами с фиксированной ставкой и все активы с плавающей ставкой будут финансироваться обязательствами с плавающей ставкой. Такая стратегия относительно надежная, не исключающая, правда, риска невозврата ссуд и доходов по ценным бумагам, однако она не всегда обеспечивает достаточно высокий спред, чтобы покрыть накладные расходы. Спред может быть увеличен, если использовать более высокорисковые активы, но это подвергает учреждение более высокому кредитному риску.
Более агрессивной стратегией является управление гэпом. При управлении гэпом учреждение изменяет гэп в ответ на изменение ожиданий в отношении будущих процентных ставок и формы кривой доходности. Суть стратегии заключается в увеличении гэпа, если ожидается, что процентные ставки возрастут, и в уменьшении гэпа (включая и отрицательные значения гэпа), если ожидается, что они понизятся. Поскольку гэп есть разность между суммой активов с плавающей ставкой и суммой обязательств (также с плавающей ставкой), увеличение гэпа будет увеличивать спред, когда ставки будут расти, так как доход на активы с переменной ставкой будет увеличиваться, а стоимость заимствования по фиксированной ставке не изменится. Обратное рассуждение применяется в случае, когда ставки будут падать.
Имеется несколько проблем в использовании описанной стратегии управления гэпом, описанной ранее. Во-первых, управление гэпом подразумевает, что может быть предсказано направление изменения процентных ставок. Финансовые учреждения тратят много сил и времени, чтобы сделать такие предсказания. Но предсказание есть только предсказание, и оно может оказаться ошибочным. Ошибочные прогнозы могут привести к неожиданному уменьшению спреда или, напротив, его увеличению. Поэтому всегда возникает проблема компромисса между величиной спреда, который может быть получен, и величиной риска, с ним связанным. Чем больше гэп (при рынке с растущими ставками), тем больше потенциальный спред, но также и больше его случайный разброс.
Вторая проблема, связанная с управлением гэпом, состоит в том, что учреждению требуется много времени для изменения характера его активов и обязательств. Нельзя, например, просто избавиться от предоставленных корпоративным клиентам ссуд по фиксированной процентной ставке, чтобы использовать полученные доходы для инвестирования в краткосрочные ссуды, ставки по которым отслеживают колебания ставки прайм-рейт. Устоявшимся взаимосвязям будет нанесен удар, а они всегда являются основой успешной банковской деятельности.
Последняя проблема, связанная с управлением гэпом, касается самой возможности изменять гэп. Например, на протяжении 70-х гг. гэп можно было изменить только тогда, когда возникали благоприятные возможности для ссуд и заимствований соответствующего типа. Такие возможности определялись текущим состоянием экономики и воздействием разворачивающейся на рынках конкуренции.
Благодаря финансовой инженерии в 80-х гг. разрешились все перечисленные ранее проблемы, возникавшие при управлении гэпом.
3.4 Планирование процентной маржи как метод регулирования прибыли банка
Важным элементом в системе управления прибылью банка является ее текущее регулирование.
Оценка уровня прибыльности банка в целом позволяет оценить степень надежности банка и выделить основные факторы, от которых она зависит. В свою очередь, эти основные факторы определяют предпочтительные методы текущего регулирования прибыли. Их условно можно разделить на следующие группы: регулирование (планирование) процентной маржи, управление беспроцентным доходом, регулирование текущих расходов банка, отслеживание критических показателей рентабельности банка.
Регулирование (планирование) процентной маржи складывается из следующих элементов:
определение коэффициента достаточной процентной маржи на предстоящий период на основе бизнес-плана, фиксирование его уровня в документе о кредитной политике;
регулярный контроль за соответствием коэффициентов фактической и достаточной процентной маржи;
контроль за спрэдом на основе коэффициента спрэда и посреднической маржи;
контроль за долей работающих активов.
Таким образом, планирование процентной маржи – это процесс планирования прибыли банка, покрытия издержек и рисков. Ввиду того, что при помощи процентной маржи мы можем управлять активами и пассивами банка, о чем было сказано выше, при помощи процентной маржи мы можем управлять и процентным риском, так как размер процентного риска определяется при сравнении длительностей активов и пассивов.
Планирование процентной маржи – важнейший процесс в системе формирования и использования прибыли банка.
Список используемой литературы
1. Ахметов А.Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. - www.yourmoney.ru.
2. Ключников М.В. Анализ показателей, характеризующих финансовую деятельность коммерческих банков.// Финансы и кредит. - 2003. - №20 (134). - С. 40-51.
3. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru, методическое обеспечение учебного процесса
4. "Воспоминания биржевых трейдеров". 2005-2012, http://1pixel.ru
5. Банковское дело, 2009-2012, http://www.banki-delo.ru
6. Финансовый менеджмент банка: Учебное пособие для вузов./ Масленченков Ю.С. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 399 с.
7. Анализ процентной политики коммерческого банка: учебное пособие. / Под ред. Батраковой Л.Г. - М.: Логос, 2002. - 152 с.
45