Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:36, контрольная работа
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.
Введение. 2
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. 2
1.Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации 2
2.Этико-медицинский уровень проблемы аборта. 3
3.История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания 6
4.Социально-политические аспекты проблемы аборта 8
5.Либеральный подход к проблеме аборта. 10
Заключение. 14
Список используемой литературы. 14
Тема: Аборт как социальное зло.
Оглавление
Введение. 2
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. 2
1.Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации 2
2.Этико-медицинский уровень проблемы аборта. 3
3.История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания 6
4.Социально-политические аспекты проблемы аборта 8
5.Либеральный подход к проблеме аборта. 10
Заключение. 14
Список
используемой литературы. 14
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.
Для верного понимания моральных аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной (ее организмом), а с другой, - это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу “меньшего зла”, следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека. В связи с этим неверно, как это иногда делается, считать его обычным средством “планирования семьи” наравне с контрацептивами.
Искусственный
аборт, контрацепция и стерилизация
- это современные формы
С
начала ХХ века и до сих пор вопрос
о легализации абортов остается
поводом для дискуссий
Вопрос об отношении врачей, медицинских сообществ и ассоциаций к практике искусственного аборта имеет свою историю и свою логику. В этой логике есть две противоположные позиции. Движение от одной из них к другой и составляет историю вопроса об этико-медицинском отношении к плодоизгнанию.
Первая
позиция выражена в Клятве Гиппократа.
Среди многочисленных врачебных
манипуляций Гиппократ
В
качестве противоположной позиции
может быть рассмотрена современная
позиция Ассоциации врачей России.
В "Клятве российского врача" и
в "Этическом кодексе
С начала ХХ века на страницах русских медицинских журналов и газет весьма интенсивно разворачивалось обсуждение этико-медицинских проблем искусственного аборта. Так, в 1990 г. доктор Э. Катунский писал: "У акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию над живым плодом". В 1911 г. доктор Т. Шабад констатирует, что аборт - "это социальное зло". В то же время он практически один из первых ставит вопрос о "праве матери распоряжаться функцией своего тела", особенно в случае угрозы ее жизни. Фактически Т. Шабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пытаясь найти аргументы против христианского принципа, который, например, в католицизме был выражен так: "Вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери". При этом он ссылается на принцип иудейского врача и богослова Маймонида: "не следует щадить нападающего", который он трактует как разрешение на убийство ребенка в утробе матери, совершаемое врачом для спасения жизни матери.
Такое действие, по убеждению Т. Шабада, не является преступным и не должно быть наказуемо.
Осуждение
уголовного наказания матери и врача
было итогом работы XII Пироговского съезда
в 1913 году. Тем не менее на съезде и после
него, в обсуждениях его итогов, основная
тенденция в российском врачебном мире
- моральное неприятие аборта - сохраняется.
Так например, д-р Л. Личкус, выступая на
XII Пироговском съезде говорил: "Преступный
выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных
средств - симптом болезни современного
человечества". Российские врачи с тревогой
констатировали образование особого класса
"профессионалов-
XII Пироговский съезд, признав неморальность искусственного выкидыша, тем не менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовной наказуемости плодоизгнания. В резолюции Съезда от 2 июля 1913 года сказано: "1. Уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не должно иметь места. 2. Также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш по просьбе и настоянию. Исключение из этого положения должны составлять врачи, сделавшие искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду врачебных советов".
Итогом широкого обсуждения в печати морально-этических проблем аборта в начале века было различение и разведение вопросов об его этической недопустимости и уголовной наказуемости.
Как известно, в Древней Греции и Древнем Риме плодоизгнание не считалось преступлением. Начиная со II века н. э. христианство распространяет заповедь "не убий" и на находящийся во чреве матери зародыш. Нормоформирующей установкой по этому вопросу становится постановление Константинопольского Собора 692 года, в котором говорится: "Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования". К каноническим относится и суждение Василия Великого (IV-V в. в. н. э.): "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство". Эти идеи проникают в светское законодательство европейских государств с начала средних веков. В VII веке законодательство вестготов устанавливает в качестве наказания за изгнание плода смертную казнь. Такой подход становится типичным для европейского законодательства Средних веков и Нового времени. В 1649 г. смертная казнь за плодоизгнание была введена в России.
Под влиянием христианской морали и законов в 15, 16, 17 веках аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной деятельности. Поворотным становится 1852 год. После упорной борьбы в Парижской медицинской академии, под давлением вопиющей статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Вслед за этим медицинская наука начинает отстаивать и другие медицинские показания к искусственному аборту, и прежде всего в тех случаях, где беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за плодоизгнание начинает вытесняться из законодательств европейских государств, сохраняя за собой при этом статус преступления "против жизни, против семьи и общественной нравственности".
В первом русском уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. Согласно статьям 1461, 1462 Уложения о наказаниям 1885 года искусственный аборт карался 4-5 годами каторжных работ, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение. Новое Уголовное Уложение 1903 года смягчает меры пресечения. "Мать, виновная в умерщвлении своего плода наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач - от 1:5 до 6 лет".
Подлинная революция в законодательстве относительно абортов происходит в России после 1917 года. 18 ноября 1920 года вступает в силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт: "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность". Россия становится первой страной мира (не считая Франции периода революции 1791-1810 г. г.), где происходит полное освобождение женщин и врачей от уголовной ответственности. Запрещение абортов в 1936 году сменилось их легализацией в 1955 г. Легализация была продолжена и в Законе РСФСР о здравоохранении 1971 г. и в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. Последнее законодательство отличается четкой регламентацией медицинской процедуры: по желанию женщины аборт производится до 12 недель беременности, по желанию женщины и социальным показаниям - до 22 недель, по желанию женщины и медицинским показаниям - независимо от срока беременности.
Динамика юридических санкций - от смертной казни до полной легализации (не только в России, но и в Европе) - естественно ставит вопрос о причинах таких кардинальных перемен, происходящих в течении последних ста лет. Ответ на этот вопрос предполагает выход на уровень социально-политических процессов.
Большинство
исследователей полагают, что основная
причина юридической
Отвечая на него долгое время полагали, что рост числа искусственных выкидышей стимулировали экономические основания - тяжелые материальные условия, нужда, бедность. Но эти аргументы не выдерживали критики уже в предреволюционной России, когда статистика свидетельствовала о практически равном числе абортов среди обеспеченных слоев населения и в малообеспеченных семьях.