Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:00, реферат
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в
центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Алкоголизм как девиация.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в
центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное
явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов
на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории
“норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно
функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос
более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно
устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента
социального регулирования и контроля. “Социальная норма, - отмечает Я.И.
Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе
предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного)
поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,
традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в
быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным
мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и
межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть
в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную
работу человеческой машины”.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже
на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения
нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи
высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее –
презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а
жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду
вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже
приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или
Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать,
интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно
духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо
ее собирать”.
2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного
поведения.
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными.
Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы
столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается
в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации,
девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять
нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней
нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили
стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно
подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или
неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции,
не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под
контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали
правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в
XX в.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием
чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через
какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В
конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения
настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен:
отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В
зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все
формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его
полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое
поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На
другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями:
национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и
политические лидеры, миссионеры, передовики труда.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально
развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп
придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70%
населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными
отклонениями.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного
мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от
безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой
человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке
вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или
формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм,
наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным
поведением
подразумеваются такие
уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в
социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное)
поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в
социологии.
Каковы же причины девиации? В конце XIX и начале XX в. были распространены
биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач
Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным
поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что
«криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям
человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным
чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная
чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение,
и некоторые
мыслители стали его
связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами
людей.
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач,
подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное
строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу
(человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом)
свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим
желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет
склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И,
наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к
самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре
реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации
мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной
причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально
одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он
выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем
типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере
отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.
Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и
культурным целям, и средствам.
Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие
с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса
не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной
деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность
к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу,
торговле наркотиками.
Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но
принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он
обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по