Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:35, реферат
Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.
- соотношение целей и средств их достижения;
-
соотношение материальных и
-
соотношение личных и
Коммуникация, т.е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:
- вертикальные (межуровневые) - обмен информацией сверху вниз и снизу вверх;
-
горизонтальные - обмен информацией
между должностными лицами или
различными подразделениями
- межличностные - устные сообщения работников (независимо от вида коммуникации).
В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).
Этический
уровень организации
Типичное содержание этического кодекса может ниже:
- этические принципы;
-
политика в отношении
- конфиденциальная информация;
-
изобретения и
- поведение на рабочем месте;
-
политика в отношении
-
отношения с партнерами и
- политика «открытых дверей»;
- взыскания Шахирев В.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000..
Принципы
и правила, провозглашенные в
этических кодексах, могут активно
использоваться в рекламных целях
организации. Следует, однако, предостеречь
от включения в кодексы слишком
пафосных и расплывчатых формулировок,
за которыми трудно разглядеть истинные
этические ценности, исповедуемые организацией.
Кроме того, важно, чтобы в этических
кодексах закреплялась не только ответственность
сотрудников перед
Для поддержания высокого этического уровня в мировой практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:
-
организация постоянно
-
учреждение должности
- создание «горячей линии» для замечаний и жалоб;
-
проведение аудитов этики
-
выражение благодарности за
Социально-этические проблемы организации целесообразно рассматривать на микро- и макро уровнях. На микроуровне - это проблемы этики, связанные с взаимоотношениями внутри организации, а на макроуровне - с внешними сторонами.
Существенную
помощь в решении социально-этических
проблем на микроуровне призван
оказать международный стандарт
SA 8000: 2001, разработанный
Социально-этические проблемы любой бизнес-организации сегодня имеют не только локальный, но и более общий контекст, поскольку организация связана со многими внешними заинтересованными сторонами, а в более широком плане - с глобальной технологической, коммерческой и финансовой сетью. Кроме того, каждая бизнес-организация является частью системы общественного согласия, основу которой, по мнению Р. Салмона, одного из авторитетных специалистов по европейскому бизнесу, составляют утилитарный прагматизм, духовное начало социальных отношений и примат научного знания по отношению к технической рациональности Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. - СПб: Питер, 2004. - С.104..
Фундаментальными принципами бизнеса являются ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.
К
числу главных принципов
-
ответственность бизнеса: от
-
экономическое и социальное
-
этика бизнеса: от буквы
- уважение правовых норм;
-
поддержка многосторонних
- забота об окружающей среде.
Представляется,
что главные принципы особенно значимы
для современной России, экономика
которой находится в переходном
периоде, когда происходит серьезная
трансформация экономических
Ключевые принципы бизнеса определяют характер взаимоотношений организации с потребителями, акционерами (инвесторами), поставщиками и конкурентами. Отметим ключевые принципы, касающиеся взаимоотношений организации с потребителями:
-
обеспечение потребителей
- обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;
-
гарантирование того, что предложенные
товары и услуги будут
-
гарантирование уважения
Международные этические принципы бизнеса стали «идеологической базой» для формулирования такого понятия, как «социальная ответственность организации» (или «корпоративная социальная ответственность»). Консультативная группа Международной организации по стандартизации (ИСО) определила это понятие как «сбалансированный подход, позволяющий организациям решать экономические, социальные и экологические проблемы с пользой для персонала, местного населения и общества в целом» (Корпоративная социальная ответственность // ИСО 9000 + ИСО 14000 +. - 2004. -№ 1. - С. 13-17.. На стокгольмской конференции ИСО под девизом «Социальная ответственность касается всех нас» (июнь 2004 г.) в дополнение к стандарту SA 8000 было принято решение начать разработку стандарта по социальной ответственности. Рекомендации этого стандарта должны быть доступны для понимания и применения даже неспециалистами.
В
отличие от юридической ответственности
организаций, регулируемой конкретными
государственными законами и нормами
(вспомним, например, закон РФ «О защите
прав потребителей», Гражданский и
Трудовой кодексы РФ) и определяющей,
что может, а чего не должна делать
организация, ее социальная ответственность
подразумевает определенный уровень
добровольного отклика на социальные
проблемы общества. Сегодня принято
считать, что каждая бизнес-организация,
добиваясь высоких
На разных этапах развития бизнес-организации ее социальная ответственность выражается по-разному. На этапе начального становления, когда организация вынуждена решать такие задачи, как выживание и адаптация к изменяющимся внешним условиям, ее социальная ответственность сводится, прежде всего, к сохранению рабочих мест. С наступлением более благоприятного с позиций экономики периода развития у организации появляется возможность повысить свою социальную ответственность путем вложения части средств в социальные программы, учитывающие потребности и ожидания различных общественных групп как внутри организации, так и за ее пределами.
И,
несмотря на то, что социальная ответственность
связана с дополнительными
Повышение социальной ответственности организации, равно как и соблюдение других этических принципов бизнеса, неизбежно ставит вопрос о соотношении личных (индивидуальных) и общественных интересов. И хотя любая деятельность бизнес-организации фактически реализуется отдельными личностями, интересы (ценности, цели, мотивы) этих личностей не всегда совпадают с общественными. Баланс личных и общественных интересов может быть представлен в виде модели (рисунок), которую можно условно назвать моделью этического равновесия. Обеспечение этического равновесия, не допускающего конфликтов интересов, является заботой менеджеров организации и, прежде всего, ее высшего руководства, ответственного за формирование социальной этики организации.
При
согласовании личных и общественных
интересов особое значение, на наш
взгляд, имеет руководящая
Информация о работе Анализ нравственных и этических аспектов социального управления на предприятии