Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:41, доклад
В 1999 году бедность в Казахстане как и в других странах СНГ, была предопределена трудностями переходного периода: общий экономический спад, неблагоприятные условия на рынке труда, а также неравенство при распределении национального богатства, возникшее по ряду геополитических и экономических причин на начальном этапе независимости и политической и экономической реструктуризации.
На тот период борьба с бедностью была приоритетным направлением национальной политики государства, что выразилось в принятии Правительством РК нескольких Программ по снижению уровня бедности (далее Программы) в стране, которые действовали в период с 2000 по 2005 годы: Программа борьбы с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы и Программа снижения бедности и безработицы на 2003-2005 годы. (Слайд 1)
Анализ структуры и состояния бедности в республике
в разрезе регионов
В 1999 году бедность в Казахстане как и в других странах СНГ, была предопределена трудностями переходного периода: общий экономический спад, неблагоприятные условия на рынке труда, а также неравенство при распределении национального богатства, возникшее по ряду геополитических и экономических причин на начальном этапе независимости и политической и экономической реструктуризации.
На тот период борьба с бедностью была приоритетным направлением национальной политики государства, что выразилось в принятии Правительством РК нескольких Программ по снижению уровня бедности (далее Программы) в стране, которые действовали в период с 2000 по 2005 годы: Программа борьбы с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы и Программа снижения бедности и безработицы на 2003-2005 годы. (Слайд 1)
Справочно:
В 1999 году уровень бедности составлял 34,6%. Номинальные денежные доходы населения, в среднем на душу населения, составляли 2371 тенге.
Так, в 1999 году был принят ЗРК «О прожиточном минимуме» в целях формирования правового поля для внедрения системы социальной защиты малообеспеченного населения с высокой степенью адресности. Законом определена правовая основа для определения и использования прожиточного минимума в Республике Казахстан. При этом определено назначение прожиточного минимума:
1) для оценки уровня жизни и определения черты бедности;
2) для определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения;
3) для
обоснования устанавливаемых
Также в указанном законе было введено понятие черта бедности в качестве критерия для оказания социальной помощи. Она определена в Законе как граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека и размер устанавливается в зависимости от экономических возможностей государства. В 2000-2001 года черта бедности была установлена на уровне 38 % от ПМ, а с 2002 года по сегодняшний день – 40 % от ПМ.
Эти два показателя ПМ и черта бедности являются основными критериями по доходам в Казахстане.
Кроме
того, в 1999 году был принят ЗРК «О
специальных государственных
Закон РК от 16 апреля 1999 года «О жилищных отношениях» предусматривает оказание жилищной помощи семьям, расходы которых на оплату коммунальных услуг, содержание жилища превышают предельно допустимую долю расходов (на эти цели). Размер и порядок оказания жилищной помощи определяются местными представительными органами.
Следует отметить, что принятые программы были разработаны в соответствии с стратегией Казахстана и нацелены на реализацию Целей Развития Тысячелетия (далее ЦРТ) до 2015 года, поставленных в рамках Декларации тысячелетия на Генеральной Ассамблее ООН в 2000 году в Нью-Йорке. Согласно подготовленному в 2005 году Национальному отчету о достижении ЦРТ уже в 2004 году Казахстан выполнил Задачу снижения вдвое численности людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Т.е. уровень бедности населения по доходам снизился более чем наполовину. Доля населения с доходами ниже ПМ в 2000 году составила 31,8 %, а в 2004 году – 16,1%.
В рамках реализации Программы борьбы с бедностью и безработицей был принят Закон РК «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Закон), вступивший в действие в 2002 году, регулирующий оказание адресной социальной помощи (далее – АСП) малообеспеченным гражданам, которые в силу тех или иных объективных причин (возраста, временной нетрудоспособности, состояния здоровья, отсутствия работы и т.д.), испытывают трудности в обеспечении условий для собственной жизнедеятельности.
Число получателей АСП за годы реализации Закона сократилось в 8 раз (с 1,2 млн. чел. в 2002 году до 139,3 тыс. чел. в 2011 году или 0,8 % населения страны).
Стабильный
рост основных макроэкономических показателей,
повышение экономической
По данным Агентства РК по статистике, начиная с 2002 года, показатель доли населения с доходами ниже ПМ имеет стабильную тенденцию к снижению, которая сохраняется и в 2011 году.
Так, доля населения с доходами ниже ПМ в 2011 году по сравнению с 2005 годом уменьшилась в 6 раз с 31,6 % (город– 20,2 %, село– 45,6 %) до 5,3 % (город – 2,4 %, село – 8,8 %).(Слайд 2)
Справочно:
С января 2006 года действует новая методика расчета величины ПМ, в соответствии с которой ПМ определяется по 43 наименованиям продуктов питания (ранее -20), процентное соотношение в нем продовольственной корзины составило 60%.
Номинальные денежные доходы на душу населения за период с 2005 по 2011 годы выросли в 3 раза и составили в 2011 году 45435 тенге. (Слайд 3)
За первое полугодие т.г. уровень бедности составил 4,1% , в том числе в городской местности – 6,4 %, в сельской – 2,2 %. г.
В июле текущего года номинальные доходы на душу населения в стране составили 52097 тенге, и рост с соответствующим периодом прошлого года составил 12,1 % (июль 2011г.- 46461 тенге).
В регионах, где номинальные доходы на душу населения превышают среднереспубликанский показатель, уровень бедности значительно ниже. (Слайд 4)
Так, например:
- в Атырауской области доходы в среднем на душу населения составляют 117446 тенге, уровень бедности – 3,9%;
- в г. Алматы – 94228 тенге и 0,5%;
- в г. Астана -87852 тенге и 1,1%;
- в Павлодарской области – 55325 тенге и 3,3%.
В шести регионах уровень бедности выше среднереспубликанского, это Жамбылская – 7,6%, Южно-Казахстанская – 6,9%, Северо-Казахстанская -5,9%, Акмолинская – 5,4%, Костанайская и Восточно-Казахстанская по 4,6%.
Номинальные доходы на душу населения в этих регионах значительно ниже среднего значения дохода по республике и колеблятся в пределах от 31966 тенге до 47178тенге.
Во всех этих регионах, кроме Костанайской области уровень сельской бедности превышает среднереспубликанский показатель.
В целом по республике сельская бедность традиционно превышает городскую.
Так, за 9 месяцев т.г. бедность в сельской местности превысила уровень городской в 3 раза. Такой «разрыв» уровней сельской и городской бедности во многом определяется неравномерным экономическим развитием страны и сосредоточением промышленных предприятий в основном в городской местности.
Справочно:
За первое полугодие т.г. уровень бедности в сельской местности превысил уровень городской в 3 раза, составив в городской местности – 6,4 %, в сельской – 2,2 %.
В 2011 году бедность в сельской местности превысила уровень городской в 3,7 раза, составив 8,8% против 2,4%.
Хотелось бы отметить, что несмотря на разрыв уровней сельской и городской бедности Казахстану удалось значительно снизить количество бедного населения на селе. Так, если в 2005 году численность людей, проживавших на селе и имеющих доход ниже уровня прожиточного минимума составила 3,0 млн. человек (2002 г. – 3,8 млн. чел.), то к 2011 году численность бедного населения сократилось в 4,3 раза и составила 0,7 млн. человек.
Справочно:
Сегодня Казахстан рассматривает более амбициозные задачи в этом направлении. Новой задачей ЦРТ 1+ стало снижение вдвое к 2015 году количества людей в сельской местности, имеющих доход ниже уровня прожиточного минимума.
Гражданам, имеющим доходы ниже черты бедности государство оказывает адресную социальную помощь. (Слайд 5)
За 9 месяцев т.г. АСП получили 90,8 тыс. чел., из них:
- дети до 18 лет составляют 56,7 тыс. детей или 62,5%;
- безработные, состоящие на
- работающие по найму 4 тыс. чел. или 4,4%;
- самостоятельно занятые 9,1 тыс. чел. или 10,1%;
- пенсионеры 0,2 тыс. чел. или 0,2%;
- инвалиды всех групп 0,9 тыс. чел. или 1%;
- студенты 2,1 тыс.чел. или 2,3%;
- лица, занятые по уходу за детьми 10тыс.чел. или 11%;
- прочие 0,5 тыс.чел. или 0,5%
В структуре получателей АСП хотелось бы отметить динамику снижения категории «безработных». (Слайд 6)
В 2002 году безработных среди получателей было 18,4%, в 2005 году -10,9%, в 2010 году - 8,8%, в 2011 году - 8%.
По итогам анализа 9-ти месяцев т.г. в структуре получателей АСП наблюдается незначительное снижение безработных на 0,1% по сравнению с 2011годом.
В ряде регионов данный показатель остается высоким, несмотря на предусмотренные мероприятия в рамках Программы занятости 2020 для указанной категории граждан: Атырауская – 10%, Западно-Казахстанская – 11,4%, Кызылординская – 10,7%, Павлодарская -13,7%, Южно-Казахстанская – 10,2%, и городах Алматы, Астана соответственно 32,9% и 14,9%.
Хотелось бы отметить, что в Кызылординской области наблюдается рост безработных граждан в составе получателей АСП с 9,8% в 2011 году до 10,7% по итогам 9-ти месяцев т.г. В Атырауской области произошло резкое увеличение безработного населения в структуре получателей АСП в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом (2011г. - 6,1%, на 01.09.2012г. – 10%).
Основной удельный вес в структуре получателей АСП приходится на детей до 18 лет. В течение всего рассматриваемого периода, начиная с 2002 года по 2012 год удельный вес данной категории остается в пределах 58-62 %.
При этом самое большее количество детей - получателей АСП, приходится на следующие области: Актюбинская – 67,8% от общей численности получателей АСП, Южно-Казахстанская – 66,6%, Алматинская – 66,0%, Жамбылская – 65,2%, Акмолинская – 64,7%, город Астана – 63,6%.
Для поддержки малообеспеченных семей, имеющих детей с 2006 года выплачиваются пособия семьям, среднедушевой доход которых ниже продовольственной корзины (60% ПМ) в размере 1 месячного расчетного показателя в соответствии с Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей».
Принятая мера дополнительной социальной поддержки семей с детьми позволила сократить за период с 2006 г. по 2011г. количество семей, получающих пособие в 1,2 раза с 282,6 тыс. семей (721,3 тыс. детей) до 227,4 тыс. семей (661,4 тыс. детей). (Слайд 7)
За 9 месяцев т.г. пособие на детей до 18 лет получили 190,5 тыс. семей (576,3 тыс. детей) на общую сумму 5,8 млрд.т. млрд. тенге.
Для вовлечения безработных и малообеспеченных граждан в трудовую активность заложены новые подходы к активации, которые реализуются в Программе занятости 2020.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры по активации малообеспеченных граждан, во многих регионах сохраняется высокий удельный вес трудоспособных граждан среди получателей АСП.
На 2012г. в Стратегическом плане МТСЗН РК (задача «Усиление адресности оказания социальной помощи») удельный вес трудоспособного населения в составе получателей АСП предусмотрен в размере 34%, по итогам 9-ти месяцев т.г. данный показатель по республике достиг 33,9%. В 2011г. удельный вес трудоспособного населения в составе получателей АСП составил 35,2% при плане 36%.
В региональном аспекте доля трудоспособного населения в составе получателей АСП остается высокой (выше среднереспубликанского) в следующих областях: Восточно-Казахстанская – 35,7%, Западно-Казахстанская – 35,6%, Карагандинская - 34,2%, Костанайская - 36,9%, Павлодарская -37,1%, Северо-Казахстанская – 37,6%, и г. Алматы – 43,3%.
В целом по республике по состоянию на 1 октября 2012 года количество малообеспеченных, вовлеченных в Программу занятости составило 5526 человек или 6,1 % к общему числу граждан, подписавших социальный контракт.
При этом, только в 2-х регионах, как Западно-Казахстанская (9,5%), Южно-Казахстанская (11,7%) областях охват по вовлечению трудоспособной части малообеспеченных граждан в активные меры занятости выше среднереспубликанского показателя.
Одного процента охвата по вовлечению трудоспособной части малообеспеченных граждан не достигают следующие области: Актюбинская, Атырауская, Жамбылская, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская, города Алматы и Астана. (Слайд 8)
Справочно:
Только в первые 2,5 года в реализацию Программы предполагается вовлечь до полумиллиона человек из числа малообеспеченного населения, самозанятых, безработных и иных представителей целевых групп населения.
Стоит отметить,
что реализуемая Программа
Для дальнейшего углубления преобразований на селе предусмотрена интеграция и комплексное применение мер, связанных с профессиональным обучением и переподготовкой малообеспеченного населения, с микрокредитованием и развитием инфраструктуры сельских населенных пунктов, где отмечается наибольшей спрос на микрокредиты. Это создаст необходимые условия для развития предпринимательства на селе и одновременно соответствующую инфраструктуру, без которой эффективное использование кредитов едва ли вероятно.
Информация о работе Анализ структуры и состояния бедности в республике в разрезе регионов