Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:00, реферат
Понятие аномии ввел в научный оборот в конце 19 века французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм. Аномия означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека, социальной позиции, общественного веса индивида, превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс.
Введение
1. БИОГРАФИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА
2. ПОНЯТИЕ АНОМИИ В ТРУДАХ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА
2.1 «О разделении общественного труда»
2.2 «Самоубийство. Социологический этюд»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие аномии ввел в научный оборот в конце 19 века французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм. Аномия означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека, социальной позиции, общественного веса индивида, превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью, есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил. Все это инициирует изменения в структуре живого труда, в распределении материальных и духовных благ и сопровождается ростом социальной депрессии, когда человек с любой сколько-нибудь значимой позиции может внезапно скатиться до уровня люмпена, обезличенного существа "без имени, роду и племени".
Аномия
как массовое социальное явление получает
простор для развития в периоды кризисов
и сопутствующих им трансформаций в обществе,
когда рушатся прежние ценности и социальные
роли и человек не находит в себе достаточного
объема адаптивных способностей, чтобы
противостоять деструктивным явлениям,
захватывающим также и личность. Наибольший
ущерб достается матрице ценностей, когда
рвутся временные связи, во множестве
возникают и начинают действовать дезориентационные
факторы, в которых становится очень большим
удельный вес стихийной сотавляющей. Во
многом утрачивается обычно свойственное
человеку, коренящееся в глубинах подсознания,
чувство меры, и это говорит о том, что
аномия - затрагивающая глубочайшие слои
координации социального бытия патология,
социальная болезнь, "коды" которой
находящиеся в подкорковой области мозга,
на уровне бессознательно-
Дюркгейм Эмиль (1858 - 1917) - великий французский социолог, философ, антрополог и педагог. Родился на востоке Франции в г. Эпинале. Отец - небогатый торговец, мать - просвещенная женщина, влюбленная в философию и изящные искусства. С ранних лет его готовили к профессии священника, воспитывали на незыблемых нравственных принципах . Но затем последовал резкий поворот в судьбе. Короткое время он увлекался мистицизмом, но и в нем скоро разуверился. Вероятно, Дюркгейма уже тогда привлекала в религии не доктрина, а социальная и нравственная сторона.
Получив образование в своём городе, Дюркгейм в 1879 г. поступает в известную на весь мир Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним обучаются знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Известный психолог Пьер Жане учился с ним в одном классе. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Ф.де Куланж и философ Э. Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его "метафизиком". Тем не менее, в официальной табели успеваемости выпускников Дюркгейм стоял в конце списка.
Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 годах он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру "социальной науки" - по существу, первую кафедру социологии во Франции. С 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руководил изданием журнала "Социологический ежегодник". Сотрудники журнала образовали научное сообщество, получившее название "Французская социологическая школа".
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбоне, где возглавил кафедру "науки о воспитании", впоследствии переименованную в кафедру "науки о воспитании и социологии". Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
Детство, юность
и молодость воспитали в
Моральным, религиозным и общественным пафосом проникнуты все его социологические изыскания. Можно смело утверждать, что три важнейших раздела его учения, т.е. история механической и органической солидарности, эмпирико-статистическое исследование самоубийства и социология религии, являли собой не что иное, как изучение под разными углами одной и той же фундаментальной темы - морального порядка в обществе. Понятие аномии он ввел в научный оборот для того, чтобы показать, в каких случаях этот порядок разрушается (полностью или частично) и какие формы принимает разрушительный процесс. Три области жизни, но две основные формы аномии были предложены французским социологом, а именно аномические формы разделения труда и аномические формы самоубийства. Об аномии в религиозной сфере Дюркгейм так ничего и не сказал. Видимо, это та область, которая не подвержена и в принципе не может подвергаться нравственной коррозии. Религия и есть сама мораль либо ее высший источник. Если уж и он подвергнется аномии, то человеческое общество в принципе существовать не сможет. Таким образом, аномия в любой сфере общества - это трагедия, аномия в сфере религии - катастрофа.
Он так и утверждал: абсолютная аномия, или полное отчуждение от нравственных норм, фактически невозможны, потому что общество, по определению, есть нормативная система. Если люди не подчиняются одним нормам, то это означает, что они подчиняются в этот момент другим.
Конкретные общества и социальные группы различаются степенью аномии. Дюркгейм считает, что в обществах есть социальные группы, отличающиеся внутренней дисциплинированностью по самим условиям своей жизни. С детства приученные к воздержанию и умеренности, эти люди с гораздо меньшим напряжением воли могут перетерпеть новые лишения.
Небольшой уровень аномии даже полезен, так как чрезмерная занормированность поведения равносильна сверхдисциплинированности. Социальные нормы превращаются в карающий меч, который общество применяет, где надо и где не надо. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.
Примеров сверхнормативности во все времена было предостаточно. В Китае нормы пропитали буквально все поры общества, поэтому здесь в норму и соответствующую ей ценность возводятся такие явления, которые в других странах никак не нормированы. Французы - люди очень правильные, обладающие несколько застывшими образом мышления и строгими нормами поведения. Со времен Наполеона они обожают вводить разнообразные неписаные правила причем, чем жестче, тем лучше - в этикет, моду, этику, дипломатию, искусство, литературу и юриспруденцию. Они свято верят в то, что называют le droit (право, закон), полагая, что все основное в жизни должно делаться по правилам, в нужное время и в нужном месте. Зато они терпеть не могут всяких мелких "придирок" и чаще всего просто не обращают на них внимания - сюда относятся, например, требования парковаться и курить в определенных местах, соблюдать, сидя за рулем, правила дорожного движения, не швырять мусор и т.д.
Небольшие отступления от жестких правил привносят в общество или группу элементы гибкости и демократичности. Они нужны сообществу, чтобы оно, имея большой диапазон свободы, могли быстро реагировать на изменение окружающей среды и приспосабливаться к ним.
Вредной оказывается чрезмерная концентрация отклонений. Если нарушение или несоблюдение социальным норм становится массовым явлением, обществу грозит великая опасность. Под угрозу тогда поставлено самое дорогое. Что есть у человеческого общества как социального организма - солидарность. Носителем солидарности, цементирующую людей, выступает коллективное сознание, творцом этой солидарности является мораль, а источником морали служит религия. Такой выглядит иерархия высших ценностей и социологических категорий у французского мыслителя, с детства усвоившего главную заповедь: научное познание должно быть нравственным, пропитанным моральными ценностями.
Изучая эволюцию человеческого общества, Э. Дюркгейм столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным сознанием. Французский социолог подразумевал под ним <совокупность верований и чувств, общих, в среднем, членам одного и того же общества, которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь>. Собственная жизнь, определенная система указывают здесь на онтологический статус коллективного сознания. Оно имеет особую, <отдельную реальность>. Иначе говоря, существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать, ни измерить каким-либо физическим прибором.
Коллективное сознание представляет для общества особую и предпочтительную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и традиции оказываются под угрозой, то все сообща берутся за их охрану. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований как тягчайшее преступление карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.
Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой. Аномия свидетельствует о нарастающей угрозе - заболевании общественного организма. Вначале она напоминает незначительное затемнение на рентгеновском снимке, а затем, разрастаясь, превращается в патологию, несущую необратимую гибель.
Центральная
проблема творчества Э.Дюркгейма - социальная
солидарность. К чему бы он ни обращался
- к проблемам типологии обществ
или к выявлению социальных факторов
самоубийства, к изучению общественного
разделения труда или раскрытию роли религии
и сущности ритуалов, - везде его постоянно
занимает одно: что заставляет людей сплачиваться
воедино, притягиваться друг к другу, а
что разъединяет их? Он даже создал учение
о двух формах социальной солидарности
- механической и органической, а силой,
движущей общество от низшей ступени к
высшей, от одной формы солидарности к
другой, у него выступает разделение общественного
труда. Индивиды, связанные трудовыми
функциями в единую систему общественных
отношений, становятся уже не просто носителями
профессиональных ролей, но и социально
зрелыми личностями. Ведь группа, коллектив
действуют и чувствуют совершенно иначе,
учил Дюркгейм, чем сделали бы это отдельные,
разрозненные индивиды.
2.1 «О разделении общественного труда»
Первый раз Дюркгейм заговорил об аномии при подготовке своей докторской диссертации, превратившейся позже в серьезную научную монографию - книгу «О разделении общественного труда» (1893). Проследив историческую эволюцию двух нормальных форм разделения общественного труда, механической и органической, Дюркгейм тут же анализирует их антиподов - “ненормальные” формы: аномию (отсутствие законности и порядка), социальное неравенство, рутинизацию труда, деградацию рабочей силы, классовые конфликты. Аномия возникает на стадии органической солидарности, т.е. в современном обществе, при двух условиях: 1) серьезных экономических кризисах, когда правительство неспособно регулировать поведение рынка при помощи выработанных правил игры и законодательства; 2) серьезных социальных конфликтах или/и противоречиях, в частности, между трудом и капиталом. Аномия здесь трактуется Дюркгеймом как отсутствие между органами общества (институтами, сферами, сегментами) регулируемых отношений. При этом он полагал, что аномия в сфере торговли и индустриальных отношений носит хронический характер.