Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:22, контрольная работа
Актуальность темы определяется и современной злободневностью проблем, традиционно составлявших объект теории анархизма, и по которым с ним велись острые дискуссии (проблемы свободы личности, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, соотношение права и закона, политического и неполитического управления, вопросы федерализма, самоуправления, автономии, сфер и границ общественного и государственного регулирования социальных отношений, прогнозирование перспектив эволюции политической системы и права, формы государственных образований в масштабах Европы и планеты и т.д.).
Введение………………………………………………………………….………..3
Социологическая мысль в России в начале ХХ века………….…………4
Социалистические идеи анархизма……………………………………7
М.А Бакунина и П.А. Кропоткина.
2.1 Ранний классический анархизм М. А. Бакунина…………………….7
2.2 Поздний классический анархизм П.A. Кропоткина……………….12
3. Критика классического анархизма……………………………..………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………..……….19
Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Бакунин высказывался против всякой государственности; выступал против использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов. Бакунин возлагал главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 1860-1870-х годах к материалистам и атеистам, Бакунин в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта.
Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки
10
теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании России.
В 1868-1870 годах активизировались связи Бакунина с русским революционным движением. Под его редакцией в 1868 году в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 году Бакунин сблизился с С.Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал «Народная расправа». Через Нечаева вождь анархизма рассчитывал распространить на Россию влияние своей тайной анархистской международной организации. Однако после разоблачения Г.А. Лопатиным сущности Нечаева разошелся с последним. [3. Ст 295]
К
1869-1870 годам относится ряд печатных
обращений Бакунина к русской
демократической молодежи. Его книга
«Государственность и анархия» (1873)
оказала идейное влияние на народническое
революционное движение. Бакунин
называл русского крестьянина прирожденным
социалистом и доказывал существование
«русского народного идеала», главные
черты которого он видел в общинном землевладении,
в самой идее «права на землю», присущей
русскому крестьянину. Он внушал молодежи
веру в глубокую и неистощимую революционность
крестьянских масс.
11
Поздний классический анархизм П.A. Кропоткина.
Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) широко известен как ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX – начала XX вв.[1. ст. 312]
Кропоткин с полным основанием может быть отнесен к ученым-энциклопедистам. Как географ и геолог, изучавший Сибирь, Финляндию и Швецию, он внес весомый вклад в разработку теории ледникового периода. В годы эмиграции Кропоткин участвовал в подготовке монументального 19-томного труда Элизе Реклю по географии планеты, был постоянным автором географических статей о России в трех изданиях Британской энциклопедии (1882-1911 гг.), избирался членом Британской научной ассоциации (1893 г.). С именем Кропоткина связано одно из направлений развития эволюционной теории в биологии после Ч. Дарвина. Эти проблемы рассматриваются им в труде "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса". Вопросам истории русской литературы посвящена книга Кропоткина "Идеалы и действительность в русской литературе". Широко известен он как историк Великой Французской революции. Большой научный интерес представляет и его двухтомное исследование по истории и теории этики
Как политический мыслитель Кропоткин занимает видное место в истории политико-правовой мысли конца XIX – начала XX вв. В его политико-правовом учении содержатся прогрессивные и консервативные идеи, черты крайнего анархического радикализма порой переплетаются с либерализмом, ставятся не только узкоклассовые, но и общечеловеческие проблемы. Продолжая традиции анархизма, Кропоткин создал самостоятельную теорию, во многом отличную от учения его ближайшего предшественника – М. А. Бакунина. [1. Ст312]
12
Личный опыт работы в государственном аппарате, участие в подготовке и проведении буржуазных реформ в Сибири, понимание их ограниченности, знакомство с бюрократической системой царского правительства, подавление царизмом восстаний
[ 1. СT.177]
Теория анархизма Кропоткина – связующее звено классического анархизма XIX в. и постклассического анархизма XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, -Бакунина) невозможно представить полно сильные и слабые стороны анархизма, его критической и позитивной проблематики.
Анархизм Кропоткина имел свои отличительные особенности. Как ученый Кропоткин стремился по-своему соединить науку и анархизм; в его революционной теории особое место занимают идеи взаимопомощи, творческой созидательной деятельности масс в мирное время. Кропоткин критически анализировал идеи некоторых теоретиков анархизма. В своем учении он отразил и опыт развития анархизма, и пытался осмыслить новые исторические явления конца XIX – начала XX вв.
Несмотря на заметный след учения Кропоткина в истории мысли, его политические и правовые идеи изучены пока недостаточно.
Как и Бакунин, Кропоткин рассматривал государство как учреждение неразрывно связанное с эксплуатацией. Государство, согласно теории анархизма, не может быть неэксплуататорским, неугнетающим. Государство, по Кропоткину, есть "олицетворение несправедливости, угнетения и монополии".
[1. Ст.184]
13
Кропоткин,
вслед за Бакуниным, характеризовал
государство как отрицание
Взгляды Кропоткина на государство отличаются от бакунизма и более глубоким пониманием государства как явления, прорастающего в различные сферы общественной жизни. "Государство представляет нечто целое, – принцип, который проникает в жизнь общества, систему, гораздо более сложную, чем это обыкновенно думают". Кропоткин Признавал, что государство – не просто сумма учреждений, но и система определенных общественных отношений, определенная социально-психологическая атмосфера, сопутствующая этому учреждению и отношениям. Он делал вывод о вредности самой идеи государства, отмечая, что под этим понимается "совокупность учреждений, форм общественной жизни, взаимоотношений между людьми". В контексте анархической теории более широкий взгляд на государство преследовал цель подчеркнуть отрицательную роль государства в обществе, настоятельную необходимость отказа от него.
14
Идея
классовости государства в
Кропоткин
обращал внимание на наличие определенной
упорядоченности естественных отношений,
существующих между членами сообщества
животных. Он отмечал некоторые общие
принципы, на которых строится жизнь любой
большой группы животных: борьба за поддержание
существования целого, подчинение индивидуальных
интересов общим интересам, равенство
и взаимопомощь и др. Однако, в любом естественном
сообществе Кропоткин отрицал наличие
явлений, сходных с государством в человеческом
обществе. При этом ой анархически интерпретировал
различие между обществом и государством.
15
Критика классического анархизма
Критика
классического анархизма в
Критикуя
анархизм-индивидуализм
оставшуюся в прошлом теорию, весьма отдаленно напоминающую позднейшие формы анархизма (как социализм и коммунизм XX в. напоминают учение Сен-Симона). [5. Ст 256]
Учение
П. Ж. Прудона не пользовалось большой
популярностью среди анархистов в России
в начале XX в. Основные недостатки его
учения – настороженное отношение к революции
и непоследовательный отказ от частной
собственности, по мнению анархистов,
были преодолены в учении революционного
анархизма М. А Бакунина и П. А. Кропоткина.
Учение
16
Прудона характеризовалось как "путанное" и "чрезвычайно далекое от учения современного анархизма". Встречаются суждения о Прудоне как лишь предвестнике, а не теоретике анархизма". Весьма критичным, хотя и неоднозначным было отношение новых течений анархизма и к учениям М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Более критичны были представители неклассического анархизма. Так, Г. Чулков писал, что выдвинутая Бакуниным и Кропоткиным "проблема свободы теперь является для нас в ином свете". Мистический анархизм, по Чулкову, вместо свободы "в социальном плане" выдвигает "синтетический взгляд на свободу". Более ортодоксальные представители анархизма из числа анархо-синдикалистов упрекали радикальных критиков в том, что они уклонились в сторону от доктрины Бакунина и Кропоткина. При этом и более ортодоксальные представители неоклассического анархизма готовы были пересмотреть некоторые положения прежнего анархизма, но в меньшей степени и более осторожно. [5. Ст 257]
Пожалуй,
первым среди анархистов начал систематическую
серьезную критику учения Кропоткина
А. А. Боровой, опубликовав в 1913 г. в журнале
"Голос Минувшего" рецензию на французское
издание книги Кропоткина "Современная
наука и анархия". Выделив положительные
черты работы, он отметил и ряд недостатков.
"... Даже разделяя основы социально-политического
мировоззрения автора, мы наталкиваемся
на ряд недоумений"13, – писал
Боровой. Он обращал внимание на чисто
этический подход Кропоткина к осуждению
государства и считал, что это историческое
явление следует рассматривать с различных
точек зрения, что лучше позволяет увидеть
историческую необходимость государства,
более глубокие причины его появления.
17
Заключение.
Проведенное
исследование подтверждает высокую
степень актуальности темы и необходимость
ее углубленной разработки как затрагивающей
целый ряд существенно важных проблем
теоретического осмысления государства
и права общественным сознанием в раличные
исторические периоды. В целом можно сделать
вывод о начале нового цикла развития
анархического сознания и происходящем
в конце 1980-х – начале 1990-х гг. процессе
формирования новой системы идей позднего
постклассического анархизма. Ранняя
стадия развития современного анархизма
характеризуется пристальным вниманием
к классическому анархизму и стремлением
его переосмыслить (особенно учение М.А.
Бакунина и отчасти П.А. Кропоткина), односторонним,
крайне фрагментарным представлением
о постклассическом анархизме первой
трети XX в. с тенденцией определенной регенерации
идей этого раннего постклассического
анархизма, интеграцией в теорию анархизма
идей общественных и естественных наук
второй половины XX века и формированием
ряда новых анархистских течений и концепций. Социологическая
мысль в России второй половины прошлого
– начала нынешнего столетия была представлена
множеством направлений, которые отражали
весьма сложный спектр существующих в
то время общественно-политических течений
одни из которых пропагандировали
М.А Бакунин и П.А. Кропоткин.
18
Список используемой литературы.