Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа
В своей работе я попробую раскрыть следующие задачи: изучить само понятие безработицы, ее характерные черты, виды и формы проявления безработицы, причины наличия этого явления в обществе. Также одной из задач является исследование особенностей и характерных черт существования безработицы в России, её последствия и способы выхода из сложившейся ситуации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общее представление о безработице……………………………..4
1.1 Типы безработицы и формы их проявления……………………………..4
1.2 Уровень и продолжительность безработицы…………………………….9
1.3 Социально - экономические последствия безработицы………………..10
ГЛАВА 2. Безработица в России……………………………………………13
2.1 Проблемы безработицы в России……………………………………….13
2.2 Факторы, способствующие безработице в России…………………….19
2.3 Пути минимизации безработицы………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Интересна дифференциация
В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.
Во-первых,
это регионы с высоким
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х годов. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Важен
также вопрос сельской безработицы
в России. В прогнозах начала 90-х
годов ожидался резкий всплеск безработицы
в городах в итоге развала
промышленности, сформировавшейся за
советский период (гигантские предприятия,
которые работали в основном на оборону,
оказались неспособны адаптироваться
к рыночным отношениям). Сельская же
местность считалась крайне трудодефицитной,
способной отвлечь большое
В связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен.
Таким
образом, в обсуждаемых сегодня
программах выхода экономики России
из кризиса безработица понимается
как результат и следствие
экономической политики, и борьбе
с безработицей не отводится стратегической
роли в системе мер государственного
регулирования. Между тем, безработица
в России уже вышла на уровень,
в значительной степени предопределяющий
его грядущую динамику. Уровень безработицы
говорит о том, что кризис занятости
будет продолжаться, по меньшей мере,
в течение нескольких последующих
лет. Возникнут различные социально-
В настоящее время ¾ безработных не получают никакой общественной поддержки. Помощь ищущим работу не может ограничиваться только услугами службы занятости и должна быть нацелена на повышение емкости и гибкости рынка труда, а также на развитие легального предпринимательства. Данные проблемы частично могут быть решены путем развития некоммерческой занятости, то есть создания временных рабочих мест на общественно полезных работах. Распространение данной практики особенно целесообразно по отношению к очаговой и долгосрочной безработице.
2.2 Факторы, способствующие безработице в России
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение населения в целом.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
Здесь
перечислены далеко не все реально
существующие пути пополнения армии
потенциальных безработных. Под
неучтенными источниками
Самый
высокий уровень безработицы
в истории современной России
был зарегистрирован в 1995-2000 гг –
до 7 млн. человек имели официальный
статус безработных. В период с 2002 по
2007 год уровень безработицы
Официально
число зарегистрированных в России
в начале 2008 года составило 1 млн.
800 тыс. человек , а на апрель 2009 года
- 2 млн. 164 тыс. человек. За 6 месяцев
2009 года безработица выросла более
чем на 3%. Среди экономически активного
населения 8,5% безработных. Хотя на август
2008 года она составляла 5,3% (по данным
«Интерфакс»)
2.3 Пути минимизации безработицы
Пути
снижения безработицы, государственная
политика занятости. Последствия безработицы
негативны для развития экономики
любой страны и непосредственно
самого человека. Поэтому разрабатываются
следующие законодательные и
экономические меры по ограничению
безработицы: политика государства
по стимулированию роста занятости
увеличению числа рабочих мест через
использование таких рычагов, как
льготное налогообложение, льготное кредитование,
компенсация в той или иной
мере инвестиций на прирост новых
рабочих мест или убытков от их
сохранения и т.д.; стимулирование самозанятости
населения, особенно женщин; расширение
форм, сфер и условий профессиональной
подготовки работников; разрешение трудовой
эмиграции; активное применение в государственном
и негосударственном секторах экономики
гибких форм занятости и др. В
целях увеличения занятости населения
совершенствуется нормативная база
по содействию безработным в организации
предпринимательской
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет: улучшения информационного рынка труда. В нашей стране эту функцию выполняет бюро занятости населения. Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.
Наиболее
трудно бороться с циклической безработицей.
Для решения такой задачи наиболее
эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса
на товары. Так как спрос на рынке
труда – производный и зависит
от ситуации на рынках товаров и
услуг, то занятость возрастает, а
безработица упадет в том случае,
если товарные рынки предъявят больший
спрос и для его
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
-
перераспределение имеющегося
-
бюджетное субсидирование
-
развитие служб переподготовки
кадров и повышение
-
предоставление рабочих мест, не
ориентированных на получение
прибыли, а связанных с
- иностранные инвестиции.
В
отношении безработицы
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных мест. К числу активных мер принадлежат во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во–вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают:
-
организацию системы
-
регулирования отраслевой и
-
расширение производства
-осуществление
программ общественных работ
в коммунальном хозяйстве,
- создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц нуждающихся в социальной защите;
-
инвестирование наиболее
-стимулирование
самостоятельной занятости
-содействие в развитии малого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Очевидно,
что реализация всех этих задача –
дело будущего. В настоящее время
основная, на мой взгляд, тактическая
задача в области занятости –
приостановить рост безработицы, одновременно
обеспечивая безработным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие
как макроэкономических, так и
иных ограничений и препятствий
оказывает сдерживающее влияние
на сокращение безработицы и рост
занятости даже в период экономического
оживления. Надежды на автоматическое
улучшение функционирования рынка
труда при благоприятной