Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:57, реферат
Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей.
Важным социальным
фактором формирования мировоззрения
является время и национальные особенности
общества, к которому принадлежит человек.
У людей 21 столетия мировоззрение не то,
каким оно было у людей периода средневековья;
у нас не то, которое имеют современные
африканский племена тутси и хутто, или
у жителей американского штата Аризона.
Национальные черты мировоззрения, не
зависимо от национального осознания,
формируются ещё в период детства. В национальных
особенностях мировоззрения воплощается
определенное понимание иерархии ценностей,
особенности истолкования и оценки большинства
смысложизненных идеалов. Это проявляется,
прежде всего, в формировании бытового
поведения и вкусов, фиксируется в колорите
языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с
ней усваивает всю целостную культуру
своего народа. Не случайно говорится:
"Сколько ты знаешь языков, столько
раз ты человек", В языке, в речи наиболее
полно воплощается вся духовная жизнь
нации, народа.
Как видим, в
обществе существует несколько важных
факторов, влияющих на формирование типа
мировоззрения. Что же касается факторов,
так сказать, индивидуального плана, то
их тоже несколько. Это обусловлено как
природой, так и социальной многоплановостью
самой личности человека. Обратимся сначала
к данным самой природе психологических
составных личности человека.
Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.
Заключение.
Человек существует
за счет обмена веществ с окружающей
средой. Он дышит, потребляет различные
природные продукты, существует как
биологическое тело в пределах определенных
физико-химических, органических и других
условий окружающей среды. Как природное,
биологическое существо, человек рождается,
растет, взрослеет, стареет и умирает.
Все это характеризует
человека как биологическое существо,
определяет его биологическую природу.
Но вместе с этим он отличается от любого
животного и прежде всего следующими чертами:
— производит свою
собственную окружающую среду (жилище,
одежду, орудия труда),
— изменяет окружающий
мир не только по мерке своей утилитарной
потребности, но и по законам познания
этого мира, равно как и по законам нравственности
и красоты,
— может действовать
не только по потребности, но и сообразно
свободе своей воли и фантазии,
действие животного же ориентируется
исключительно на удовлетворение физической
потребности (голод, инстинкт продолжения
рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);
— свою жизнедеятельность
делает предметом, осмысленно к ней
относится, целенаправленно изменяет,
планирует.
Вышеуказанные
отличия человека от животного характеризуют
его природу; она, будучи биологической,
не заключается в одной лишь природной
жизнедеятельности человека. Он как бы
выходит за пределы своей биологической
природы и способен на такие действия,
которые не приносят ему никакой пользы:
он различает добро и зло, справедливость
и несправедливость, способен к самопожертвованию
и к постановке таких вопросов, как “Кто
я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен
делать?” и др. Человек — не только природное,
но и общественное существо, живущее в
особом мире — в обществе, которое социализирует
человека. Он рождается с набором биологических
черт, присущих ему как некоторому биологическому
виду. Человеком же разумным становится
под действием общества. Он учится языку,
воспринимает общественные нормы поведения,
пропитывается общественно значимыми
ценностями, регулирующими общественные
отношения, выполняет определенные общественные
функции и играет специфически социальные
роли.
Все его природные
задатки и чувства, включая слух,
зрение, обоняние становятся общественно-культурно
ориентированными. Он оценивает мир по
законам красоты, развитой в данной общественной
системе, действует по законам нравственности,
которые сложились в данном обществе.
В нем развиваются новые, не только природные,
но и социальные духовно-практические
чувства. Это прежде всего чувства социальности,
коллективности, нравственности, гражданственности,
духовности.
Все вместе эти
качества, как прирожденные, так
и приобретенные, характеризуют
биологическую и социальную природу
человека.
Литература.
1. Дубинин Н.
П. Что такое человек. – М.:
Мысль, 1983.
2. Человек. /Авт.-сост.
Макарова Н. Е. – Мн.: Современный
литератор, 2001.
3. А.Н. Леонтьев.
Биологическое и социальное в
психике человека /Проблемы развития
психики. 4-е издание. М., 1981.
4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.