Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:11, реферат
В связи с постоянно меняющимися социально-экономическими условиями, становлением рыночной экономики появляется потребность в бизнес - образовании, которое готовит руководителей, играющих ключевую роль в хозяйственных процессах, причем спрос на него постоянно меняется. Бизнес-образование - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли
Анализ литературы.
В данном реферате использовались такие статьи, как:
Статья Шабановой М. А. «Бизнес-образование в России. Особенности нового поколения деловых людей». Было проведено исследование, которое базировалось на опросе предпринимателей и менеджеров-слушателей программ МВА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Опрашиваемые были разделены на две категории: так называемые «новое поколение 1» пришедшие в бизнес в 1990 годах и «новое поколение 2» - те, кто пришел в бизнес после дефолта 1998 года. Данное исследование было посвящено удовлетворенностью MBA, деловому потенциалу, статусным особенностям и перспективам после окончания обучения.
В статье Соболевой Н. Э. « ». Данное исследование было проведено в Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), Академии народного хозяйства (АНХ) и МГУ им. Ломоносова. Оно посвящено группам студентов, обучающихся по программам бизнес-образования. Особенностям их представлений о деловом успехе и его факторах в связи с ожидаемыми результатами обучения.
Кузьминов Я. И., С. Р. Филонович «Бизнес-образование в России: состояние и перспективы».В этой статье рассматривается состояние бизнес – образования в России в самом начале его появления. Что оно из себя представляет, структуру и возможное развитие.
May В., СеферянА. «Бизнес – образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции
развития». В статье рассматривается появление бизнес – образования, его состояние в разных странах и предположительное развитие.
В связи
с постоянно меняющимися
Впервые бизнес - образование появилось в США в конце 19 века - когда фирмам потребовались специалисты, владеющие научным подходом к управлению. В середине 20 века оно появляется и в Европе, и лишь двадцать лет назад в России. Изначально «школы бизнеса» представляли собой училища, в которых слушателям передавался некоторый набор управленческих знаний и навыков ведения бизнеса – бухгалтерия, уплата налогов, организация сбыта, управление персоналом и пр. В 1908 году в Гарварде появилась первая программа, получившая название МБА (Мастер бизнес администрирования). Идеология программ МВА формировалась под влиянием американского видения перспектив развития бизнеса и с учетом их традиций. Это было оправдано с учетом геополитической и экономической ситуации того времени. Европейские школы, хотя и испытывали серьезное влияние американских школ, имели ряд специфических особенностей. Они как правило были самостоятельными институтами, не связанными с университетами.
В настоящее время существуют разные формы обучения по программе МБА:
Full - time MBA - классическая форма бизнес - образования, сочетающая лекционные курсы и практические задания. Важным элементом этой программы являются бизнес – игры.
Part-time MBA - вечерняя форма обучения.
Executive MBA - программы для руководителей, уже имеющих опыт управления. Средний возраст студентов на EMBA выше, чем на других программах, 35-37 лет, а опыт их практической деятельности составляет 6-10 лет. Более чем в половине случаев обучение на EMBA оплачивают компании.
Distance MBA - современное направление в бизнес - образовании. Дистанционное образование, так называемое «открытое», сегодня становится все более популярным в мире. Возраст слушателей таких программ варьируется очень сильно, т.к. учебу можно совмещать с работой. Продолжительность дистанционного обучения по программе МВА составляет 3-4 года, а связь с преподавателями ведется через Интернет. Так же современное бизнес образование включает в себя всевозможные тренинги, программы повышения квалификации и профпереподготовки.
Так же существуют несколько типов учебных заведений в той или иной форме обеспечивающих предоставление услуг в области бизнес - образования. К ним относятся:
Бизнес - школы при классических университетах. Они тесно связаны с университетским образованием и дают широкое образование, близкое к академическому. Развиваемые ими программы (прежде всего MBA) являются по сути своей магистерскими или исследовательскими. В настоящее время подавляющее большинство школ бизнеса США работают в рамках этой организационной формы. Естественно, что по мере распространения бизнес образования по миру именно эта форма была принята за основу во многих других странах. Однако с 1970-х годов стали проявляться и недостатки такой формы организации. В постиндустриальном мире многие из университетских школ оказались недостаточно мобильными, они не могут быстро адаптироваться к изменениям потребностей клиентов. В силу естественной консервативности образовательной системы, эти школы бизнеса часто скованы необходимостью выполнять установленные процедуры и согласовывать свои шаги с руководством университета. Проявляется заметный разрыв между потребностью в изменениях и реальной реакцией на нее со стороны школ.
Самостоятельные (как правило частные) бизнес - школы, возникшие в основном в Европе в середине 20 столетия и по своей организации близкие к университетским школам. Они являются более динамичными. Типичными примерами таких школ являются London Business School.
Бизнес - школы, создаваемые корпорациями (группами корпораций), но не являющиеся их структурными подразделениями. Это гораздо более динамичные заведения, поскольку критериями их успеха являются как правило не чисто академические результаты (количество публикаций в реферируемых журналов), а способность привлекать студентов и тем самым генерировать прибыль. Они менее склонны развивать классические программы МВА, но прежде всего предоставляют разнообразные образовательные продукты, ориентированные на решение актуальных сегодня проблем или на решение задач отдельных корпораций. Такого рода бизнес - школы сближаются с консалтинговым бизнесом – но они идут к консалтингу от образования.
Корпоративные университеты - учебные заведения, создаваемые внутри крупных корпораций. Они начали возникать в конце 1980-х годов. Новый подход позволил ориентировать процесс обучения и его результаты на стратегические цели самой компании, обеспечивая прикладную направленность программ в соответствии с потребностями современного динамично растущего рынка. Они нацелены на подготовку кадров для самих корпораций и в какой-то мере проведение исследований преимущественно социологического или экономико-политического характера. Эти школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов и степеней, однако по мере их развития выдаваемый ими сертификат может становиться весьма привлекательным не только внутри данной корпорации, но и в кадровых службах других фирм. Сегодня многие компании развивают в рамках своей деятельности корпоративные университеты. В их числе присутствуют как гиганты, так и представители среднего бизнеса. К таким компаниям можно отнести General Motors, Boeing, Siemens, Credit Suisse, Cisco, Hitachi, MasterCard Worldwide, Samsung, Motorola, Mars, др. Корпоративные университеты стараются использовать собственные ресурсы, но могут и привлекать к сотрудничеству школы бизнеса. В России ряд крупных корпораций идет по этому пути – например, корпоративные университеты «Северстали» или «Уралсиба».
Учебные подразделения,
создаваемые консалтинговыми
Разного рода тренинговые компании, которые оказывают разнообразные услуги фирмам и организациям – как частным, так и государственным. Как правило, они специализируются на небольших по продолжительности программах, связанных с новыми формами менеджмента, освоением новых программных продуктов, используемых в управлении организацией. Клиентами тут могут быть самые разные организации, включая налоговые службы и крупные частные корпорации.
В последнее время появляется
все больше частных компаний, которые,
испытывая кадровый голод, начинают
инвестировать в
Особенности спроса на услуги бизнес - образования.
Прослеживается спрос на более короткие по продолжительности и сконцентрированные во времени программы. Эта тенденция четко обозначилась в Европе, где ускорение интеграционных процессов постоянно требовало привлечение на рынок все новых управленческих кадров.
Наряду с продолжительностью программ, большую значимость стал приобретать и выбор формы обучения. Все менее оправданным становится полный отрыв обучающегося от бизнеса с целью получения дополнительного образования [2].
На сегодняшний день в России существует явный спрос на бизнес - образование. Его стремятся получить более молодые, прагматичные и амбициозные, слушатели, имеющие базовое экономическое образование и меньший стаж работы не только в бизнесе, но и в данной фирме и занимаемой ныне должности, а также не проходящих предварительно стажировок. Увеличивается процент женщин [4]. Но в предоставление данных услуг имеются такие проблемы, как:
Неравномерное распределение рынка бизнес - образования, большая часть сконцентрирована в Москве.
Отбор слушателей на программы МВА. Если при поступлении в западное учебное заведение серьезные намерения абитуриента должны быть подкреплены рекомендациями, эссе, а также несколькими экзаменами, то в Росии с конкурсным отбором дела обстоят совсем иначе. Лишь несколько ведущих отечественных школ бизнеса могут похвастаться процедурой отбора аналогичной устоявшимся международным стандартам;
В России МВА все еще остается на уровне курсов повышения квалификации для менеджеров среднего звена. Конечно, есть исключения, но они еще слабо влияют на общий тренд;
На программы MBA часто
принимаются люди, не имеющие
достаточного управленческого
Качество российского МВА сильно разнится по школам;
Российскому MBA пока не хватает практической составляющей. Если западное бизнес-образование фактически натаскивает управленца на решение стандартных управленческих задач, то российское лишь систематизирует существующий практический опыт и дает знание теории. Речь идет и о небольшой доле преподавателей-практиков и о недостаточной продолжительности курсов для того, чтобы приобрести стандартные практические навыки [2].
Из-за отсутствия стандартизации бизнес – образования, клиент, выбирающий программу, часто не может точно оценить качество предлагаемой ему услуги. А профессиональные или иные общественные организации, которые должны бы помочь сделать этот выбор, отсутствуют, так как Россия не была особенно привлекательна для крупных зарубежных школ, которые выполняют аккредитации, давая отдельным программам и школам своего рода «сертификат качества».
Происходит неизбежное копирование западыx моделей бизнес -образования, это привело к возникновению существенного разрыва в содержании образования, которое дают российские бизнес - школы, и потребностями рынка труда в нашей стране. В подавляющем большинстве школ преподаются концепции и модели менеджмента, которые плохо работают в условиях России. В то же время в учебных программах крайне слабо отражается специфика российского менеджмента. Эти недостатки обусловлены двумя основными обстоятельствами. Во-первых, у нас почти не ведутся исследования, результаты которых могли бы послужить основой для разработки собственных моделей и приемов менеджмента, учитывающих особенности российской культуры и национального менталитета. Во-вторых, слабы контакты преподавателей бизнес - дисциплин с реальным бизнесом, что ограничивает информационную базу учебных курсов.
Практика показывает, что в России наблюдается острый дефицит квалифицированных преподавательских кадров по общему и функциональному менеджменту.
Среди поступающих на российские программы МДА почти нет владельцев компаний. Это происходит потому, что образование МДА рассчитано скорее на менеджеров, чем на предпринимателей и владельцев бизнеса: большинство студентов и выпускников ориентировано на корпоративную карьеру.
Институционалйзация бизнес - образования в России не может считаться завершенной без государственного признания диплома MBA. Это профессиональный диплом, признаваемый во всем мире как подтверждение высшей квалификации в области менеджмента. Европейский фонд развития менеджмента выработал европейский стандарт программ МВА и проводит на его основе аккредитацию европейских школ бизнеса. Включение России в международное образовательное пространство настоятельно требует "легализации" программ МВА у нас в стране. Введение государственного диплома МВА способствовало бы существенному повышению качества бизнес - образования и, при правильной организации процесса аккредитации этих программ, позволило бы решить целый спектр проблем российских вузов: от укрепления их финансовой базы до уже упоминавшейся проблемы подготовки преподавательских кадров.
Так же существует проблема подготовки достойных учебных образований. Почти по всем бизнес - дисциплинам переведены добротные западные учебники, но очень мало качественной отечественной литературы, которая бы аккумулировала знания и опыт, накопленные за рубежом, однако основывала бы их на российских реалиях [1].
Российские бизнес-школы создавались в основном или самим отечественными экспертами, изучавшими опыт бизнес-образования на Западе, или же сюда приходили западные школы среднего уровня, создававшие партнерские программы с российскими школами.
Все это менее важно для бизнес-школ, сосредоточенных на подготовке бизнес-аналитиков и консультантов. Их будущая практическая деятельность не является бизнесом в собственном смысле этого слова, и потому их подготовка требует прежде всего приобретения совокупности знаний, необходимых для аналитической деятельности. Поэтому здесь могут доминировать принципы классического университетского образования. Иное дело подготовка предпринимателей. Им помимо знаний нужны практические навыки, в основном ориентированные на принятие решений в условиях высокой неопределенности.
Перспективы развития бизнес-образования в России связано с еще одним важным специфическим обстоятельством. В отличие от других крупных растущих рынков (Китай, Индия, Сингапур), сюда не пошли ведущие западные бизнес школы. Никто из них не предпринял попыток создания здесь своих филиалов, предполагая, по-видимому, обучать российских студентов исключительно в своих кампусах. В результате в России не возникли филиалы западных бизнес-школ, тем более ведущих брендов.